Курс ЦБ:
USD 62.69
BYN 31.3
HKD 7.99
EUR 72.53
HRK 10.07
TRY 13.22
г. Красноярск ул. Молокова 64

Записки яхтсмена. Как я учился на шкипера (Day Skipper Tidal) в Ирландии.

Автор: Николай Павлов (впервые рассказ был размещен в виде отдельных постов на форуме "Катера и яхты")

 

Несколько вводных слов

Базируется школа Sovereign Sailing (www.sovereignsailing.com) в городе Кинсейл (Kinsale) на юго востоке Ирландии. 15 - 20 мин на автобусе (5.5 евро) от аэропорта Корк и 5 минут от остановки автобуса до марины, удобно. Обратно ночью ехал на такси за 35 евро.

Я выбрал данный курс потому что:

- Приливно/отливные воды
- Минимум проблем с получением визы.

- Приемлемая цена.

- Хотел проверить насколько poor мой английский (Насколько я знал из отчета коллеги @lex Джеймс лояльно относится к "не носителям языка").

- Гинес/Мерфис/Бимеш/Свимиш 3 - 4 евро пинта в любом пабе...

В итоге, ожидания оправдались, заработал сертификаты (DS tidal и ICC) и получил массу положительных впечатлений.

Постараюсь написать что-то вроде более или менее подробного отчета, ибо место того заслуживает.

Попробую начать свое сочинение на всем известную тему....

Выбор школы для обучения яхтингу.
 

Куда пойти учиться? Школ много хороших и разных, поэтому я попробовал пойти от обратного, не «все едут в эту школу потому, что туда едут все», а «что бы я хотел получить на выходе, помимо сертификата?».

  • Приливно - отливная практика и соответствующая пометка в «правах»: Опять же есть много мест, например Канарские острова или Испания.
  • В декабре 10-го у меня родится 2-й ребенок и фраза «Дорогая съезжу-ка я на недельку на Канары покатаюсь на яхте» была бы последней в этом разговоре, а может и моей последней фразой вообще  :). Еду не на курорт.
  • Проверить знания английского и попрактиковаться в общении на нем. Надо сказать что английский я никогда не учил :), я не учил его в дошкольном возрасте когда родители меня с группой дружбанов записали к репетитору, не учил в спецшколе откуда вылетел за драки в 7-м классе, я не учил в обычной школе ибо там в 7м классе как раз начали проходить буквы, а в институте я пошел в начинающую группу и опять проходил буквы :). Потом были повальные увлечения компьютерами в начале 90-х не русифицированные игры и софт и немного общения с американцами в рамках одного небольшого проекта на работе.

Так я и определился,  RYA,  не курорт и достаточно тепло в апреле — Ирландия, закономерный выбор.

Подготовка

 

Курс длится 5 дней, за это время понятное дело невозможно, тем более с моим английским, научиться всему тому, что требуется, при том, что безусловно в яхтинге я еще новичок.
 

Практика

 

С точки зрения практики небольшой опыт есть. Было участие в MIRW в 2008 шкотовым.  Мы выиграли одну гонку, в одной пришли 2-ми и кажется были 5-ми в общем зачете дивизиона .

Была поездка на Каспий - где я узнал, что жить можно даже когда волны перекатываются через яхту, но лучше этого избежать. Еще раз в Турцию с семьей и шкипером — где я узнал, что сломаться может все даже на новой лодке и что это не страшно, если не относится к этому трагически.

На Белом море мы узнали, что шторм могут включить как «включателем» среди ясного неба и 40узлов ветра на четвертьтоннике означают пора прятаться.

Еще были сезонные покатушки на около московских лужах на разных парусных лодках и лодочках. В целом, немного, но шкот от шпринга отличу и левый галс от жвака галса тоже :).
 

Теория

 

Купил и проштудировал следующие издания:
Мега учебник по навигации — нашел сам, случайно: Rya Navigation Handbook - Tim Bartlett
Смотрел разные учебники российских авторов, потух от формул. Неужели кто-то себе представляет шкипера чартерно-круизной яхты с инженерным калькулятором в зубах? Я закончил не самый слабый технический ВУЗ, я даже диплом делал по специальным методам регистрации гамма излучения, перед видом синусов и косинусов как то не пасую :), но зачем все это? Из этого учебника мы узнаем, что всё значительно проще, чем кажется.
Отличный учебник в целом по курсу — спасибо коллеге @lex: Yachtmaster for Sail and Power: The Complete Course for the RYA Coastal and Offshore Yachtmaster Certificate - Alison Noice
Сборник задач с вложенной картой, для практической «чАрт ворк»:
Yachtmaster Exercises for Sail and Power: Questions And Answers for the RYA Coastal and Offshore Yachtmaster Certificate - Alison Noice
Плоттер и дивайдер заказал на сайте RYA, это в 3 раза дешевле, чем покупать в Москве.
Еще книга по МПСС — удобное издание, где на каждом развороте одна страница на русском, вторая на англицком.
 

Виза

 

Виза в Ирландию делается просто, написать об этом практически нечего. Заполнил все документы по инструкции с сайта, отвез в посольство. Из посольства мне позвонили с вопросом: «А зачем вы хотите поехать на курсы ГРЕБЛИ именно в Ирландию?», объяснил и получил визу.
 

Билеты

Сомневался между Бритиш и КЛМ. Бритиш 16тр, но задержка между пересадками около 10 часов. КЛМ 19тр, задержка 2 часа. Подумал «Полечу ка я Бритешем, заодно по Лондону прогуляюсь — ибо транзитным пассажирам вроде как дают сутошную визу - прошел все стадии заказа на сайте, добрался до подтверждения оплаты и увидел следующее «Цена билета 16тр + налоги + сборы + шур сборы + еще какая то хрень = 23тр», понятное дело полетел КЛМ.
 

Итак, выбор сделан, виза получена, билеты куплены, за курс заплачено. 07.04.2011 рано утром еду в Шереметьево терминал «Е». Вылетаю.

7.04.2011 Перелет Москва - Корк
 

Терминал «Е», видимо на данный момент самый незагруженный из Шереметьевских терминалов, из за своей пустоты создает впечатление, что я куда то не туда зашел. На паспортный контроль я шел один, по какому-то пустому коридору, потом досмотр, где пограничников больше чем вылетающих. Зал ожидания -  человек 5 спят по лавкам.
В ожидании погрузки в самолет поел в кафе: кофе + сандвич + упаковка мятных леденцов = ~600руб. Часа через четыре в Амстердаме, на пересадочной станции, за те же деньги съел огромную тарелку дежурного завтрака с пинтой пива, кажется Хейнекен. Заполировал это пинтой Мерфиса, все-таки в Ирландию еду, и отправился гулять по зданию терминала. Где то в глубинах памяти всплывали картины из «пересадочной станции» Саймака.... или из «Заповедника гоблинов» :). Жизнь налаживается.

Самолет приземлился в тишине, точно в срок и без намека на аплодисменты. Забрал багаж, «растаможился», вышел из аэропорта города Корк (Cork). Автобус до городка Кинсейл (Kinsale) должен быть, по расписанию, через час в 12-02. Мы договорились с Джеймсом (владельцем школы и инструктором по совместительству) в 13-00 встретиться в офисе школы. Остановка одна, на ней останавливаются автобусы нужного мне номера, как в сторону Корк-сити так и в сторону Кинсейла.  Я, как человек не избалованный цивилизацией,  честно спрашивал у каждого водителя едет ли он в Кинсейл? Они обиженно бурчали и показывали на расписание. Ровно в 12-02 приехал автобус в Кинсейл.

Где-то в 12-40 я был уже в офисе школы. Офис открыт, там «тусуется» какой-то человек. Спрашиваю: «где Джеймс?». Он не в курсе. Звоню Джеймсу, включается автоответчик: «Здравствуйте вы позвонили в СовренСейлинг, мы сейчас на воде свяжитесь с нами позже....». Ну, думаю, зачёт! В 13-00 встретился с Джеймсом возле дверей офиса.

Джеймс предложил сразу же заселится на лодку и отдохнуть после поездки.

Вход в небольшую марину в 10-ти метрах от двери офиса школы, а всё это во внутреннем дворе отеля «Трайдент» где гуляет бесплатный отельный WIFI.  Лодка Sigma 38 не новая, но довольно ухоженная. Три каюты, я заселился в одну из кормовых.

Курс начнется завтра утром, остальные участники прибудут к началу курса.

Все продукты Джеймс уже закупил из расчета 3-х разового питания (входит в стоимость курса), но если вдруг я хочу чего-то специфического или каких-нибудь «снэков» или еще чего-то, могу купить сам.

Надо сказать, что больше всего я переживал за свой английский и боялся оказаться за языковым барьером, но общение с Джеймсом да и с другими местными, пока, особых проблем не выявило. Хотя ощущение, что я говорю как негр из романов Сэма Клеменса, типа: «Моя хотеть ходить под парус» и т.п. не рассеялось. Ну,  да и фиг с ним :).

Погулял по городу, съел «фиш-н-чипс», посидел в пабе и отправился на поиски супермаркета. Я не могу сказать, что меня не укачивает, поэтому решил, в том числе, воспользоваться советом Алисон Нойс  и купить «шеллачной воды» - тобиш, минералки.  Чем-чем, а вот нарзаном эта страна явно не измучена. Далеко не с первой попытки и не в первом магазине я нашел, что-то похожее на минеральную воду :).

Притащил свои «снэки» на лодку и завалился спать.

 

08.04.2011 Первый день курса

 

Завершив традиционные утренние процедуры туалет — душ — завтрак, вернулся на лодку часам к 10-ти утра. Туда уже загружались остальные члены команды.

Маркос - испанец, но 3-й год живет в Ирландии, работает на поезде Корк — Дублин. Приехал учится на Компетент Крю (Competent Crew).

Лиса - из местных, преподает в школе «фрэнч географи». Тоже на Компетент Крю.

Еще две девушки (по очереди) должны присоединиться к нам позже, ибо они уже прошли часть курса DS и будут завершать его с нами.

Из всех студентов подготовленным по экипировке был только я (в смысле всё притащил с собой), остальные получили минимально необходимые комплекты одежд у Джеймса. Даже про такую простую, казалось бы, вещь как шапка, никто не подумал. Собственно, для Маркоса и Лисы это был первый выход на яхте.

Ну ладно, познакомились, разместились. Джеймс попросил нас помочь ему перетащить на лодку всякую всячину: еду, тузик, мотор для тузика, бензин для мотора для тузика ну, и т.д.Лиса, как настоящая европейская женщина старалась таскать больше всех и таскать самые тяжелые вещи, попытки помочь ей или всучить что полегче вызывали у нее недоумение.

Пока таскали еду, Джеймс уточнил, есть ли у кого какие непереносимости или аллергии. У европейцев нашлись :) и наш инструктор записал это в блокнотик. Я сказал, что русские едят всё. Так же он уточнил и записал, как и на сколько каждый из нас, по нашим личным ощущениям подвержен морской болезни. Маркос сказал, что его укачивает в машине, но в море пока не укачивало. Лиса сказала, что она не знает, ибо нет практики. Я сказал, что бывало и укачивало....вспомнив Каспий.

Обучение началось. Джеймс начал, как и положено, с инструктажа по безопасности в несколько расширенном виде. Спас жилеты, страховочные концы и обвязи, что делать и НЕ делать, если вдруг MOB.

Газ как включать, как выключать, где какие краны и краники.
Пиротехника — какая зачем, какой сколько, сроки годности.
Противопожарные средства — что куда лить, что куда бросать, сроки годности.
Аптечка. Плот.

 

По некоторым из этих аспектов в RYA предусмотрены отдельные курсы, надо будет пройти потом.
Прошлись по VHF, потом по электрическому щитку как чего и для чего там включать и переключать.

Устроили кофе-брейк,  во время которого были извлечены карты местности, и нам было предложено составить «примерный» план нашего похода. Исходя из средней скорости 5 узлов и осадки 2.5 метра,  составили такой план переходов:

Кинсейл — Кортмакшери (Courtmacsherry)

Котмакшери — Гландор (Glandore)

Гландор — Балтимор (Baltimore)

и обратно, возможно, с ночным переходом. Прогноз погоды не предвещал ничего сверх естественного, первые два дня ожидался южный ветер, т.е. с моря — окияна.
Ребята утверждали, что юго-восточное побережье Ирландии самое красивое, что мне с этим очень повезло :). Других побережий Ирландии я не видел, но это действительно красивое :).

Кофе-брейк  закончился, началась практика. До обеда крутимся в бухте Кинсейла, учимся «чувствовать» лодку, крутим всякие фигуры и учимся ловить буйки. После обеда выходим на Котмакшери.

Как только отшвартовались, Джеймс поставил меня за руль и в принципе в течение всего курса практически к нему не прикасался. Не знаю как в других школах, но здесь надо сказать, что болевой порог «Эй парни, что вы делаете с моей лодкой?» у него находится на уровне где-то рядом с неизбежной катастрофой. То есть, если в рамках какого-то из практических упражнений, что то идет не так,  он будет молчать до последнего и исполнять то, что ему говорит выполняющий роль шкипера в данный момент.

Вышли в море, поставили паруса, заглушили мотор, встали на курс к маяку Олд Хэд (Old Head). Джеймс дал указание Маркосу взять руль.

Попросил меня спустится с ним в рубку.

-Ник, вот карта, я поставил на ней несколько точек «вэй поинтов», которые мы должны пройти.  Нам нужно сделать прокладку, выработать курс, который должен держать рулевой, определить расстояния между этими точками и длину маршрута в целом. Давай, я расскажу тебе как это сделать.

-Ок, Джеймс, давай, только я сначала попробую это сделать сам, если не получится скажешь, что я делаю не так. Какое, кстати, у вас тут магнитное склонение?

-5

-Чего ?

-West. Ты уверен, что сможешь сделать это ?

-Нет, но я попробую.

-Давай — cказал Джеймс и вылез в кокпит.

Через некоторое время я вылез из рубки зеленый от качки, но довольный :). Сообщил Маркосу курс и попросил Джеймса проверить расчеты. Отдышался и принял естественный цвет лица. Все более или менее, в одном месте на милю промахнулся с дистанцией, ибо на качке, с затуманенным мозгом неправильно посчитал минуты на шкале карты. Сам виноват, могло быть и лучше, но для первого раза сойдет -  знал же, куда еду.

Дошли до маяка Олд Хэд на оконечности одноименного мыса (Old Head of Kinsale). «Ветер с моря дул.....»,  ребят начало укачивать… потом их начало конкретно укачивать. Я честно признался Джеймсу, что был уверен в том, что «сломаюсь» первым, но, почему то, до сих пор чувствую себя нормально. Посмеялись.

-Ник, нам нужно пересмотреть прокладку. Сейчас мы идем от оконечности мыса по-прямой к входу в Кортмакшери. Как ты думаешь,  может мы пойдем ближе к берегу и укроемся от зыби за мысом? Там ребятам будет легче.

-Может им выпить минералки? Я читал, что это помогает :). Маркос, Лиса хотите минеральной воды?

-НеЭЭЭЭЭЭЭЭт

-Ок, идем к берегу

Под прикрытием мыса качало существенно меньше, ребята пришли в себя. На берегу идиллические зеленые луга, на них мирно пасутся коровы и овцы.

На подходе к Картмакшери Джеймс дал мне лоцию и сказал, что бы я диктовал рулевому, что и когда он должен делать и куда рулить, давая при этом минимум информации, только «на один шаг».

-Маркос, ты умеешь различать цвета?

-Да

-Видишь тот красный буй

-Да

-Ты должен оставить его слева, но держись как можно ближе к нему.

-Видишь следующий красный?
-Да

-Иди на него, но не пересекай линии между этим и предыдущим. Оставляем его так же, слева (on port side).

ну, и так далее...

Пришли в Кортмакшери, Джеймс взял руль и показал порядок действий при «парковке» (без инфарктов, именно так они швартовку и называли), так же объяснил нюансы связанные с течениями и ветром (тут надо смотреть кто кого сборет :), против того и идти), отошел от пирса и отдал руль мне.
- Давай Ник, паркуй нас.

Швартуемся лагом. Со второго раза получилось более или менее прилично. Попробовали еще несколько раз, на этом первый «вводный» день закончился.

Сели ужинать. Лиса разогревает чайник и наливает себе в чашку подогретую, но не кипяченую воду.

-Лиса, этого делать нельзя, ты рискуешь провести в туалете весь следующий день.

-Мы в Ирландии так пьем, Ник, это нормально.

-Как скажешь, но я, все таки, буду кипятить :)

Отметили окончание первого дня в довольно колоритном местном пабе :).

-Лиса, скажи а как твое имя по буквам?

-Л-И-С-А

-Круто, а ты в курсе, что по русски это ЛИСА (Fox)?  :) ???

Утром, часов в 6, меня разбудил странный шум в кают компании. Выбравшись из каюты, я увидел, что Лиса как то нервно пытается отковырять брандерщит. Я помог, и ее сдуло куда-то.....часа на 2 — 3 :) …наверное, по магазинам :)

 

09.04.2011 День второй

С утра я сделал прокладку следующего «плеча», местные это называют «ногой» :) до Гландора. Снаружи моросил мелкий дождик.

Во время завтрака к нам присоединился еще один член экипажа Грунья, одна из тех двух девушек,  которые должны были прибывать поочередно. С ними получилась такая история: две подруги Грунья и Брида (приедет через день) начали проходить курс вместе, но абсолютно не давали друг другу заниматься. Джеймс сказал, что они постоянно болтали друг с другом, мешая себе и другим. И он ничего не мог с этим поделать. В итоге, ему пришлось их разогнать и предложить завершить курс раздельно.

Грунья как то сразу «влилась» в происходящее, как будто бы она все время была здесь и выходила минут на 5.

Обсудили прогноз. Джеймс сказал мне, что бы я презентовал команде план сегодняшнего перехода. Я достал карты со своей прокладкой, показал куда мы идем и сколько примерно это займет времени. Инструктор попросил, что бы я так же рассказал команде об «опциях» в плане, что мы будем делать если что-то пойдет не так.

Ребята, вы видели план? Ветер будет с моря, опции у нас такие — кого укачивает, того   укачает, но мы будем двигаться к намеченной цели ибо приемлемых убежищ по пути нет, а переход в целом небольшой, около 20-ти миль.

В общем-то, из «отходных» вариантов возврат в Кортмакшери по высокой воде или в Кинсейл,  все это и так понимали :).

Вышли, покрутились, потренировали швартовки и двинулись по курсу. Я опять «руководил» пилотажем :), бегал как куренок по лодке сверял карту с лоцией, лоцию с тем, что вижу в бинокль, то что вижу в бинокль с картой … чекировал глубину и рулил рулевым :). Все как-то подозрительно со всем сходилось и как то без проблемно мы вышли в море. Дождик немного размочил страницы в лоции :).

 

Ветер опять с моря дул.... Маркоса и Лису начало мутить. Шли под парусами, ветер начал скисать,  когда мы дошли до Хорс рок (Лошадиная скала) оттуда свернули к оконечности следующего мыса (Seven Heads) и заковыляли по зыби, делая что то около 2 - 3х узлов. Маркос и Лиса совсем скисли. Джеймс положил их горизонтально на палубу вдоль борта, предварительно пристегнув. Кандидатам в Competent Crew немного полегчало, но они начали мерзнуть. Тогда их переложили в кают компанию и выдали по рвотному мешку :).

Я, как ни странно, чувствовал себя более менее стабильно, особенно если не лазить лишний раз в рубку. Грунье тоже начало плохеть,  и тут Джеймс развел «пораженческую» агитацию.

-Ник, кажется настало время подумать об опциях в плане, команда не готова продолжать переход.

-Может я поищу какую нибудь стоянку по пути, передохнем?

-Давай — Сказал Джеймс и сунул мне карту.

Так …. вот вроде есть пара бухт, но они как раз открыты для южного ветра и этой зыби, незачёт. В Клонакилти не зайдем, мелко. Чёрт, что то ничего нового на карте не появилось, все тоже самое, что и с утра....может все таки какая то из этих бухт? Очень не хочется возвращаться. Хочу в Балтимор :). Мы ведь уже прошли эти семь бошек.
В этот момент сеасикнес добрался и до меня. В минуту меня накрыло, вырвало и как то отпустило. Пардон, гайз, возвращаемся в Кинсейл.
Выпил минералки, заел бананом. Банан пору минут думал остаться в желудке или пойти купаться. Банан остался, а я окончательно пришел в себя.
Развернулись, завели мотор и двинулись обратно. Моторсейлинг.

Почему то, спустя какое то время мне начало казаться, что Джеймс изначально предполагал такой вариант, чтобы показать нам, что это не очень страшно отказаться от планов или пересмотреть их если «чайник шепнет утюгу, я больше идти не могу...». Да и Гландор интересен с туристической точки зрения, а в Кинсейле больше возможностей потренировать маневры.

Грунью тоже укачало, я сменил ее за штурвалом и взял курс на мыс Олд Хэд. Девушка улеглась спать в кокпите. Компетент крю мирно спали в рубке. В такой расслабляющей атмосфере Джеймс тоже решил вздремнуть, сказав, что он поставил будильник на 15 минут.

Будильник действительно звонил, но на спящих это не произвело никакого впечатления.
Погода начала налаживаться, если не считать того что ветер стих совсем. Дождь кончился, выглянуло солнце зыбь как то улеглась.

Народ начал потихоньку просыпаться, где то часа через полтора, когда мы уже обогнули мыс и подходили ко входу в Кинсейл.

-Сколько до Кинсейла? — спросил проснувшийся Джеймс

-Welcome to the bright side of Old Head, James. 6 км., пардон, что то около 3х миль до марины. - Я периодически подглядывал на карту навигатора в КПК :). Спутниковую карту с Google Earth на этот район я загрузил в мобилу еще в Москве, просто так, проверить, как будет работать.

Грунья сменила меня за рулем, а Джеймс, как обычно без прелюдий, начал проверять мои знания по буям. Вроде нормально все ответил, в одном месте лажанулся со световыми сигналами.

-Ок, Ник, хорошо. - Сказал Джеймс и что то опять записал в маленький черный блокнотик. И вот так всегда, спросит что-то кого-то, или кто то проделает какой то маневр «Ок, хорошо!» и что то в блокнотик пишет. Так потом и выяснится, что я проф. непригоден.

Маркос, последний из спящих, как то не спешил вставать.

-Маркос! Иди скорее, нам нужно готовиться к швартовке!

Через минуту Маркос озирался на палубе, пытаясь спросонок понять куда это мы будем швартоваться в паре миль от берега. Проснулся, посмеялся. Вообще у Маркоса очень хорошее чувство юмора мы с ним постоянно весело «пикировались», да и как без чувства юмора если твоя девушка, ирландка, тренер по боксу?

Всю вторую половину дня маневрировали, ловили буйки, разворачивались на месте и тренировали швартовки.

Вечером мне объяснили, что «гуд фрайдей» о котором сегодня целый день говорили это тот самый 2-й день в году после рождества, когда ничего, в том числе и кабаки, не работает. Все остальные дни в году Ирландские пабы работают без выходных.

Вечером нас покинула Лиса, что то я забыл спросить это из за того что ее укачивает или у нее курс «с перерывами» местные это часто практикуют. Я даже не успел у нее спросить, что такое «фрэнч географи» это география на французком или география Франции и если это география Франции если ли у нее глобус Франции?

 

10.04.2011 День третий

Распогодилось, ветер поменял направление на северный, это значит, с суши и «зыби» на море не будет. Маркос рад.

План на утро: переход Кинсейл — Кросхейвен, теперь идем на восток. Сегодня за шкипера будет Грунья. Соответственно она делает прокладку и пилотаж.

Вырулили из Кинсейлской гавани, легли на курс.

Вообще мне показалось, что местные проявляют полную индифферентность к проблемам мирового масштаба, а может меня стеснялись :)?, за завтраком например они всерьез обсуждают кто любит какой мармелад или в какой пекарне вкуснее хлеб или что то еще в этом роде, как будто у них кухня/кают-компания не арена для решения глобальных вопросов, а так, чисто поесть и потрепаться. Да и знанием полит-информации не блистали (или делали вид :)? ).

-Ник, а что это за война была у России с Грузией за какие то территории? - спросила Грунья

-Осетия, Абхазия в 2008-м?

-Кажется да...

-Ну Грузия что то мутила, Россия разруливала.

-Ясно, Россия считает эти территории своими?

-Ну, вообще то, Россия признала их независимость. Значит не считает. Мне лично вот только жалко полуостров Крым.

-Что?

-Ты знаешь, что такое полуостров Крым?

-Нет

-А знаешь есть такая страна Украина?

-Нет

-Ок, забудь, сколько до следующего вей-поинта?

Джеймс выбрался из рубки с отпорным крюком на перевес.

-Ник, я хотел поговорить с тобой об узлах...

Нельзя сказать, что я какой то там большой специалист по узлам, но те которые обозначены в учебнике Элисон Нойс завязывать потренировался. Получилось как в анекдоте

- Сынок, мне кажется настало время поговорить с тобой о сексе.

-Да, папа, спрашивай, что ты хотел узнать

Закончили с узлами, перешли к ориентированию по трем точкам. Вчера уже были попытки, но особо удачных точек, я не нашел и результат получился какой то стремный. На этот раз, правда со второй попытки, получилось очень даже неплохо. Джеймс опять сказал «Ок, Ник» и что то записал в блокнотик.

Для того, что бы попасть в Кросхейвен нужно зайти в гавань Корк и дальше налево, на запад в маленькую речку по узкому фарватеру. Эту радость мы оставили на вечер. Сейчас постановка на якорь в небольшой бухте, обед и тренировки подъема выпавшего за борт (MOBа).

На якорь встали в очень красивой бухте, немного западнее входа в Корк. Каждый из присутствующих взял по «транзиту» и пошли обедать.

Все таки для фотографий бухт нужен, наверное, фотоаппарат с возможностью быстрой съемки панорамы. Обычные фотографии, часто, мягко говоря не передают абсолютно ничего.
После обеда разошелся «термальный бриз», под аккомпанемент которого мы бодро ловили выбрасываемый Джеймсом за борт кранец.

Ловить MOBа оказалось совсем даже не сложно, во всяком случае «под мотором», «под парусом» будем тренировать в другой раз.

Гавань Корк (Cork harbour) вторая в мире по размеру гавань естественного происхождения, первая Мельбурнская. Вокруг нас ходят разные корабли, кораблики и кораблищи, а мы заходим в этот Корк харбр на чистом фордевинде, я стою на руле и пытаюсь балансировать на курсе.

-Джеймс, давай поставим паруса на бабочку?

-Ок, рулевой, ща сделаем.

-Давай еще превентер заведем.

-Ок, Ник, а когда мы знаем, что будем идти на таком курсе достаточно долго мы еще и закрепляем стаксель спинакер гиком.

-Гуманно, а мы, в России, можем и матроса с отпорником поставить. Джеймс, может вообще уберем паруса? бриз стихает да и непонятно, как и откуда он будет дуть в гавани, фарватеры узкие, курс не удобный, кораблей вокруг много.

-Не переживай, все будет нормально, мы всегда так делаем.

Вооружившись пилотажным планом, предварительно нарисованным в тетрадке, и биноклем, от буя к бую, Грунья привела нас в Кросхейвен.

-Ну вот, Ник, я же говорил, нормально дошли, под парусами!
-Да Джеймс, супер — Я удерживаю лодку приведенной к ветру, на минимально возможном ходу перед заходом в какую то марину, ребята майнают паруса.

Швартуемся к пирсу местного МЧС. Прис обозначен знаком «Швартоваться строго запрещено».

-Джеймс, ничего, что здесь такой знак?
-Мы, в Ирландии, не обращаем внимания на знаки :)

Потом вспомнил, что читал об этом месте и об этом знаке в отчете @lex-а.

Я отправился в каюту переодеться в «гражданское», меня не было, ну может, минут 5. Когда я поднялся в кокпит там сидели Джеймс и Маркос, Грунья уже уехала, даже не сказав до свиданья. Хотел предложить ребятам «сообразить на троих», но не нашелся с переводом.

До ужина у нас лекция по устройству двигателя, в рамках того, что должен знать и уметь дей шкипер:

Первичный водяной фильтр — проверять

Импллер - проверять, желательно иметь запасной, если сломался убедиться, что извлечены ВСЕ куски сломанного.

Ремень — должен быть натянут, но не перетянут — поворачиваться на 90 градусов, не больше не меньше. Не должно быть закусов и заусенцев. Нужно иметь запасной.

Поддон — должен быть чистым, без крошек от ремня и масла.

Масло — проверять уровень, цвет и запах и если что,  менять.

Запасные фильтры -  иметь в запасе.

Сепаратор топлива — очищать накопитель от воды.

Ну, и следить, что бы забортная вода не пошла через вал винта.

В Кросхейвене самый старый в мире яхт клуб. Опять жаль, что не сфотографировал панораму, очень красивое место.

 

11.04.2011 День четвертый

 

Утром на лодку прибыла Брида, еще одна студентка, заканчивающая DS. Теперь нас снова четверо. Планы на сегодня небольшие маневры до обеда, маневры после обеда и небольшой переход через всю гавань в марину Ист Фэри.

Перед тем как отчалить, Джеймс напомнил нам про существование эффекта prop walk и показал как элементарным образом проверить куда и на каком ходу тебя будет заносить. Стоим у пирса, ошвартованные. Убеждаемся, что в опасной близости от винта ничего и никого подозрительного не плавает. Заводимся, даем, задний ход, идем к борту, например левому, и смотрим направление потока воды. Если поток идет из под лодки, значит корма пойдет в право ну и.т.д.

Если в прошлый раз разворот на месте, в Кинсейле, мы тренировали в закутке ограниченном с двух сторон каменным пирсом, а с третьей железным траулером и это было безопасно всем кроме нас, то в этот раз крутились в яхтклубовской марине. У всех получалось довольно сносно, валидол опять никому не понадобился. Меня обычно сносило немного вниз по течению, Джеймс сказал, что я чересчур нежен с мотором, особенно на реверсе (попутчики молчать), нужно давать больше оборотов.

После обеда еще немного потренировали швартовки.

В рамках курса неоднократно проговаривалась и прорабатывалась тема, что если мы совершаем какой то маневр, любой, то:

-        Каждый из тех кто планируется быть задействован в этом действе должен знать что как и когда он будет делать.

-        Каждый из тех кто не планируется быть задействован не должен вмешиваться в планы без приглашения.

Видимо, в соответствии с этими правилами люди, гуляющие или занятые какими то своими делами на пирсе, здесь не рвутся, сшибая друг друга, принять концы у подходящей лодки, но краем глаза наблюдают за происходящем. Так же и на борту при подходе, например, кто-то развешивает кранцы (fenders), кто-то заводит швартовые концы и готовится ступить с ними на берег (не слететь, не спрыгнуть, а именно аккуратно ступить), кто то страхует с дежурным кранцем,  и никакой суеты.

Я еще с завтрака заготовил скетч плана перехода в Ист Фэри, руководствуясь им мы вышли.
Тут и случились пара обидных косяков, заставивших Джеймса вмешаться в происходящее. Первый случился при выходе из речки, в которой стоит Кросхейвен. К нашему, замечательно промаркированному буями, фарватеру с лева, под острым углом, подходил другой, промаркированный ничуть не хуже, в треугольнике образованном берегом и краями фарватеров — мель. Мне, в соответствии с планом нужно было двигаться к очередному зеленому бую того фарватера, по которому мы выходили из речки. Тут я возьми и перепутай буи, номер того, на который я двинулся в бинокль не просматривался, но можно же было догадаться по направлению движения, что идем как раз в тот треугольник с мелью. Джеймс вмешался, и мы повернули в нужном направлении. И как я мог ошибиться? Я же даже в плане нарисовал оба зеленых и соответственно пометил их что бы не ошибиться :).

Второй, как это обычно и бывает не заставил себя долго ждать :). Прямо на нашем пути, на фарватере, метрах в трехстах друг от друга, стояли два подозрительного вида судна, не обозначившие себя НИКАКИМИ опознавательными знаками, Ибо формально нам ничего не угрожало, и мы могли спокойно, не меняя курса и планов пройти между ними я не придал ситуации значения. Однако Джеймса, напротив, эти кораблики как то заинтересовали, он долго разглядывал их в бинокль.
  - Ник, они здесь не просто так, давай обойдем их стороной. Может они кабель прокладывают или что то типа того...

  - Ок, как скажешь. Но мне кажется что тогда они должны были бы вывесить знаки.

  - Должны были, но не вывесили, бывает.

Когда мы начали потихоньку их огибать, прижимаясь к нефтеналивному терминалу мимо нас прошло лоцманское судно с которого нам крикнули и махнули, указывая на опасность от этих «рабочих», что окончательно развеяло наши сомнения. Да уж, не зря говорят, что лучше перебдеть чем недобдеть, это как с рифами сомневаешься — ставь. Обе накладки считаю исключительно своими, хорошо, что они случились во время учебы и хорошо, что обошлись без последствий. Джеймс до последнего давал мне шанс самому «поймать» ситуацию.
Остальной поход до Ист Фери ничем особенным не ознаменовался, Теперь уже Маркос, удерживал бабочку на привычном фордевинде на входе в канал, в котором располагается марина. Как всегда убираем паруса в последний момент, удерживая лодку мордой к ветру в очередной узкости. Накрапывал небольшой дождик.

Маркос, улыбнись, судя по лоции нас ждут несколько гостевых пирсов, вода электричество, теплые туалет с душем и ресторан с живой музыкой.

Мы выбрали для швартовки место, занятое в данный момент каким то РИБом, но, судя по движняку на пирсе, они вот вод собирались отчаливать.

  - Крутимся на одном месте, ждем.

  - Джеймс, я забыл спросить, где у этой яхты ручной тормоз?

  - Это старая модель, Ник, тогда еще тормозов на яхты не ставили.

РИБ наконец то ушел и мы двинулись в сторону пирса.

  - Ник, ты помнишь, что нужно посмотреть на то, что делает ветер и на то, что делает течение и идти против того, кто из них сильнее?

  - Да, я так и делаю.

  - Угу, все верно, но давай сейчас зайдем другим бортом.

  - Как скажешь, ребята мы будем швартоваться другим бортом, нужно перенести весь стафф на другую сторону.

Ошвартовались.

  - Джеймс, а зачем мы развернулись, все же было верно?

  - Да верно, но видишь идет косой дождик, и если бы мы встали так как хотел ты он бы заливал нам в рубку.

Переоделись, прибирались на палубе. В это время ветер развернулся на 180 градусов и дождь опять начал заливать в люк, из рубки вылез, готовивший ужин Джеймс и предложил перешвартоваться другим бортом. Долго ли? За штурвалом Брида, отжали нос шпрингованием, развернулись перекинули все, опять, на другой борт и встали обратно. Главное, сухо!

Готовкой, на протяжении всего курса, занимался исключительно Джеймс, у остальных, как то не хватало на это времени, разве что помочь что нибудь нашинковать или расставить на столе.

После ужина отправились за традиционными пинтами в ресторан. Брида была единственной из трех девушек, которой понадобилось какое то дополнительное время для того, что бы переодеться во что то специальное к выходу в люди :).

Живой музыки сегодня не оказалось, пили пиво обсуждали житие Шона МакГована.

Маркос по молодости лет играл в рок группе на барабанах, я играл на ритм гитаре, нашли бы инструменты устроили бы джем - сейшн после третей пинты :).

 

11.04.2011 День пятый

 

Вечером, за ужином обсуждали, сверяясь с прогнозом и таблицами приливов-отливов оптимальное время выхода. Я предложил выходить в пять утра, воспользовавшись, кажется, неоспоримыми аргументами:

1.Отливное течение позволит быстрее уйти из бухты.
2.С утра по прогнозу было больше ветра, к вечеру же он грозился стихнуть.
3.Потренируемся ходить в темное время суток

 

Остальные члены команды посмотрели на меня так, что я подумал, что сейчас разразится международный скандал. Джеймс резюмировал.

-5 утра это жестко, давай выйдем попозже.

 

Брида и Маркос расслабились.

-Можно выйти в 7. Течение уже будет не такое сильное, но все равно не встречное.

 

Команда опять напряглась.

 

-Еще позже, давай в где то в 10 — 11?

-Но тогда же уже будет прилив.

-Ну и ничего страшного.

 

Сегодня возвращаемся в Кинсейл. Брида делает все, что касается пилотажа выхода из Корк харбр. Я прокладку и переход второй части маршрута.

После завтрака, пока мы с Бридой решали задачки на «естимейтед позишн», Джеймс рассказывал очередные теоретические основы навигации Маркосу. Как то так все время получалось, что без дела долго никто не засиживался. Ты или рулишь или контролируешь процесс пилотажа или занимаешься прокладкой или решаешь какие нибудь задачи или....или...в общем Джеймс быстро найдет чем заняться если делать нечего.

 

Вышли из Ист фейри где то на 2/6 — й прилива (кто знает правило шестых, поймет :) ). Опять же, «неправильно» вышли, видимо, в образовательных целях. Тактика движения против течения заключается в том, что нужно по возможности держатся ближе к берегам, где течение минимально, и избегать середин каналов, где течение имеет максимальную силу.

Так и выходим из гавани, где позволяет осадка, оставляя красные буи с левой стороны.
Я за штурвалом, Брида говорит мне, что очередной красный мы можем оставить слева, но держатся не далеко от него и дальше заливается пространными объяснениями зачем это и о наших дальнейших планах.
-Да, Брида, я понял.

-Ник, кажется ты не слушал все то, что тебе сказала Брида? - Поинтересовался Джеймс.

-Она сказала оставить тот красный буй слева и держатся не далеко от него, остальное меня сейчас не интересует. Когда пройдем его, она скажет, что делать дальше.

-Да, ты прав :).

Выходим из Гавани Корк опять на фордевинде, помогаем мотором, втречное течение уже в самой сильной фазе. Идем на бабочке (goose wing) удерживая стаксель спинакер гиком.
Я рассказываю Джеймсу как на нашем, голландском, звучат названия курсов.
- ...бай-зе-винд....да, это квайт сенситив, спасибо, теперь я говорю по голландски!

В этот момент нам ненадолго решил составить компанию здоровенный дельфин. Не белуха конечно, но раза в полтора больше тех, которых я видел на средиземном. Оповестил он о себе эффектно выпрыгнув на пол метра из воды всем телом прямо по нашему курсу. Я поставил двигатель на нейтраль и заглушил.
Прыжок, на бис, был повторен еще несколько раз, но сфотографировать нормально так и не получилось. Не оставив е-мейла для отсылки того, что получилось зверюшка скрылась.

Где то через час весь, обещанный прогнозом, северный ветер в 13 узлов стих. Видимо его «съел» термальный бриз.

На подступах к Кинсейлу проходила какая то местная регата. Я попробовал посчитать количество «вымпелов», после 30-ти сбился, их явно на много больше:

-По какому поводу регата?

-Ну так, просто регата, тут часто гоняются.

 

Дальше по плану была постановка на якорь и обед. Якорная стоянка сразу справа при заходе в Кинсейл и тренировки MOB-ов после обеда.

«Кто помнит сколько нужно вытравливать цепи и сколько троса?» - спросил у нас с Бридой Джеймс. Брида промолчала, я, выдержав паузу, бодро отрапортовал:

- РИА рекомендует 4-ре глубины цепи или 6-ть глубин каната.

- На какой глубине будем ставить якорь?

-Нам нужно выйти на место с глубиной 5 — 6 — 7 метров — Сказал я
- Ок, Брида, когда глубина будет приемлемой, скажешь нам с Маркосом сколько нужно метров цепи.

Эхолот показал глубину 6 метров:

- Ник, сколько будет 6*4?

- 24 :)

- Джеймс, отдавайте якорь, 24 метра цепи.

Опять,  взяли по транзиту и пошли есть.

Брида и Грунья круглый год, даже зимой, катаются здесь на швертботах. При этом зимой, говорят, драйвовее всего.

После обеда вышли в море, тренировать спасение утопающего. Вся регатная толпа как раз двигалась нам навстречу, назад в город. Не обращая особого внимания на встречный трафик Джеймс выкинул кранец за борт, спасение началось.

Под мотором все довольно несложно.

Делаем краш так (аварийный поворот)
Встаем в галфвинд, проходим мимо упавшего, передаем ему приветы и пожелания скорых встреч.

Заводим движок (я заводил и оставлял на нейтрали, другие зачем то давали «форвард»)

Скручиваем стаксель.

Разворачиваемся, грот в ДП. Держимся выше выпавшего относительно ветра.

Помогая движком, так же в галфинд, подходим к МОБу. Тормозим (можно и реверсом) и скатываемся дрейфом к потерпевшему.

Под парусом дольше и немного сложнее, детали действа описывать бесполезно, они есть в книгах, но лучше попробовать на практике. Когда к МОБу подходила Брида, ловил я и поймал с первого раза. Когда подходил я, Маркос не поймал и мы ушли на 2-й заход. Со второй попытки поймал, а ведь мог бы сам стать МОБом :).

Наигравшись, возвращаемся. При заходе в Кинсейл на каждом берегу по колоритному форту. Раньше когда сюда заходили вражеские суда, между фортами натягивали цепь, закрывая проход к городу и спокойно расстреливали вражеский флот с господствующих высот.

-Маркос, возьми бинокль, посмотри, что это там за буй? - спросил я показывая на одну из марок регаты.

-Это буй означает, что Русским в эту гавань нельзя :)

-Даже с визой?

-Даже

-И с мастер карт?

Наше место занято каким-то посторонним РИБом. Джеймс предложил встать лагом к соседней яхте, перетащить куда-нибудь РИБ на швартовых. Нам же, потом, переставиться на законное место.

-Давай, Ник, паркуй нас лагом к этой яхте.

-Ты уверен? Мы же еще не учились вставать лагом к яхте?

-Не бойся, я возьму дежурный кранец (rooming fender).

Я посмотрел на ветер, на течение. Течение должно нас затормозить. Захожу на швартову, как-то быстровато. И где это отливное течение, которое должно нас тормозить? Джеймс молча пошел на бак с кранцем. Я попросил диктовать мне дистанцию.

3 метра.

Что то быстровато, включаю реверс.
2 метра

Проп-волк сносит корму немного в право, в мои планы это не входило. Больше реверса

1 метр, 0.5 метра

Лодка пошла назад.

Спокойно, ребята, идем на 2-й заход.

Со второго раза получилось нормально.Перетащили РИБ. Время переставлять нашу яхту.

-Джеймс мы же так же можем перетащить ее на швартовых.

-Можем, но мы же учимся, поэтому отойдем и перешвартуемся к пирсу.

За штурвалом Брида, я должен завести передний швартов серьгой, по команде отдать его и оттолкнутся. Пару дней назад, когда мы выходили отсюда на Корк, Джеймс объяснял, что в гаванях течения не везде направлены одинаково и «вон там» оно может быть совсем не таким как «вот здесь». Когда я подходил лагом к яхте, в центре гавани отлив проявился уже достаточно сильно, а у пирса почти никак. Спустя каких-то 20 минут он пришел и сюда. Я ослабил передний швартов, чтобы завести его серьгой, лодку тут же потянуло назад, швартов натянулся. Я крикнул Бриде, чтобы она немного подработала мотором вперед, чтобы удержать лодку на месте. То-ли она меня не услышала, то-ли не поняла, в общем, не сделала. Швартов никак не хотел продергиваться через утку соседней лодки. В итоге я его все-таки снял и вытянул на борт. Брида включила реверс и наша яхта начала двигаться в сторону, разворачиваясь таким образом, что корма отошла, а нос начал прижиматься к той яхте, от которой мы отходили. Ей бы дать руля в право, что бы выровняться, но видимо, она никогда не пробовала припарковаться или развернутся на машине в московском дворе. В итоге зацепили носовым рейлингом за леерную стойку соседа. Мы с Джеймсом еще раз оттолкнулись, железяки расцепились со смачным «Бумс». Парковка прошла без проблем.

Когда перетаскивали РИБ обратно, что бы поставить его лагом к нашей яхте, я заметил борту «соседа» вмятину, как раз в том месте куда я первый раз неудачно, черезчур быстро, подходил.

Неужели это я так? А я даже не почувствовал удара.

Нет, конечно не ты, это уже давно. Ты даже не коснулся.

Собственно, на этом курс и закончился. Пока мы прибирались на лодке, Джеймс подзывал каждого из нас отдельно для разговора. Фразы, наверное ,стандартные, но мне понравилось :)...хвалил, особенно отметил что я «прекрасно контролирую команду (crew)» и что у меня хорошие знания по теориям, а то что «маневры» иногда получаются не с первого раза, переживать не надо — у всех так. Сказал, что без проблем выдаст мне любую из своих лодок в чартер.

 

 

Теперь я - лейтенант королевских мушкетеров, до маршала франции еще очень далеко......

Фотографировать было некогда, может быть, как сказала моя жена, "я сделаю не более плохие фотографии в следующий раз", когда пойду туда в чартер?

Отзывы

Захотелось в Ирландию :)

Коля, привет! Во-первых, спасибо тебе за замечательный рассказ, масса интересных подробностей, тем более, что опыт обучения в подобных местах мало у кого присутствует. Подскажи, если обсуждалось, какие ограничения имеет no tidal в смысле взять яхту в приливных водах ? Теже Ирландцы насколько серьезно к этому относятся, т.е. если получал в средиземке, но есть мили в кач. шкипера, не возникнет ли вопросов?

Захотелось в Ирландию :)

Я еще пока не брал там яхту. Но по факту приливность/отливность вносит определенный колорит и не сколько регулярными изменениями глубин, а еще и регулярно меняющими силу и направление течениями. Нужен некоторый навык по их "обработке" они же ведь не только мешают, но зачастую и помогают в том числе и на швартовках и отходах. В той школе, где я учился, тоже есть чартер. при этом вот что пишут: Skipper experience or qualifications for all boats The skipper must either have a Coastal Skipper certificate (or equivalent) or three years skippering experience. т.е. они дают основной флот только косталам... или опыт от 3-х лет (про приливный - не написано) И еще одну лодку Skipper experience or qualifications for Elan 340: для тех кто учился у них + 6ти часовой рефреш знаний,с местным яхтмастером, уже на лодке перед самым чартером. ИМХОв рамках такого рефреша, и с определенным опытом можно понять, что там и как с этими приливами... я немного горжусь, что Джеймс прям даже подчеркнул: "Тебе я могу дать ЛЮБУЮ из наших лодок" :) правда с чего у него такая уверенность - не знаю :)

Добавить отзыв