phone +7 (391) 217-88-17
home г. Красноярск, ул. Молокова, д. 64
г. Красноярск, ул. Кирова, д. 2

Заказать звонок

Записки яхтсмена. Как я учился на шкипера на Канарах

15 февраля 2012, tke
Image

Автор: Олег Морозов

Мысль стать самостоятельным шкипером, имеющим лицензию на чартерное обслуживание зарубежом, пришла ко мне давно. Позитивный опыт товарищей был лишним подтверждением этого шага, но, как часто бывает, финансовые возможности не совсем соответствовали желаниям.

Но вот, в один прекрасный день, ответ на вопрос «ДОКОЛЕ?» найден не был и путем обзвона всех яхтенных школ строго по списку из Интернета, мне удалось найти наиболее выгодное с точки зрения сроков и стоимости обучения предложение – школа Королевской Яхтенной Академии (RYA) на Канарских островах. Вообще, тот факт, что Красноярцу выгоднее всего обучаться на другой стороне планеты, лишь подтверждает тезис «Мир сошел с ума», но тогда мне об этом не думалось. Собрав вещи, мы со старым другом отправились в путь.

Прежде чем продолжить, хотелось бы выразить особую благодарность Королю Испании, с наивысшего соизволения которого в г. Красноярске буквально в последний момент появилось консульское представительство, что позволило избежать поездки в Новосибирск за визой.

Путешествие на Канарские острова было затяжным и мучительным. Полет с двумя пересадками, пребыванием в воздухе по 5,5 часов, перевод стрелок на 8 часов вперед произвел на нас одуряющее действие. Помню лишь картинку – Мадрид, 00:00 часов по Испанскому времени (в Красноярске уже утро завтрашнего дня), мы пешком вышли из аэропорта и ищем гостиницу. По навигатору казалось, что гостиница рядом с аэропортом, а фактически – аэропорт не место для пеших прогулок… Грустно-удивленные глаза испанских таксистов взывали к нашему разуму, но «наши люди на такси не ездят» было им ответом!

Прибыв на Канары, очередной раз восхитившись минимум формальностей при  высадке из самолета, мы оказались на острове Тенерифе. Остров примечателен тем, что он самый крупный, образован вулканом «Тейде» высотой ~3800 метров над уровнем моря и имеет целых два аэропорта – северный и южный соответственно. Кстати, вулкан «Тейде» по совместительству является самой высокой вершиной Испанского Королевства. Снега в январе на нем тем не менее не было.

Школа начиналась только на следующей день, и ночь нам предстояло провести в гостинице. Идея добраться до нее пешком нас уже не прельщала, поэтому всего за «каких-то» 70 евро мы доехали на такси. Разместившись, осмотревшись – констатировали: вулкан – он и в Африке вулкан. Растительность только в местах, где ее специально культивировали, милых сердцу песочных пляжей нет вовсе, немногочисленные галечные имеют антрацитовый цвет.

Деревушка, в которой мы остановились, называлась El Medano. Позже мы уже узнали, что это место – рай для кайтеров и серфенгистов, но после многочисленных перелетов сил хватило только на ужин и посещение местного Supermercado (магазина). Самое главное впечатление от этого места – удивительно сиволический завтрак, который был включен в стоимость номера, и записка на reception:

- если вы възжаете – позвоните мне, а если выезжаете – просто оставьте ключ под стеклом. Судя по форме этой записки – она выполняла роль портье большую часть времени. Сиеста как образ жизни, одним словом.

Отдельно надо сказать, что мой компаньон был впервые не только в Испании, но и за границей. Знание английского, испанского и прочих иностранных языков у него отсутствовало в принципе, что приводило в восторг местных официанток. Мы быстро разобрались, как попросить пиво, и дальше я нес всю нагрузку по конвертации всех эмоциональных всплесков типа «да что же это чудо не понимает элементарного!» в ту и другую сторону.

Пробуждение в El Medano было омрачено полным непониманием

1. Где тут завтракают?

2. Как позвать такси?

3. Как вообще хоть куда-нибудь позвонить… (роуминг вроде есть, но вызовы не проходят)

Переговоры с запиской, заменяющей традиционно портье, ни к чему не привели, и мы решили все очень просто – пошли в первый открытый паб через дорогу. Неожиданно оказалось, что это именно то место, где ждут постояльцев гостиницы на предоплаченный завтрак. Позавтракав, мы вышли на улицу – и тут же едет свободная машина «такси». Не веря своему счастью, через 15 минут мы приехали к пирсу, в марину Del Sur Las Galletas, где должны были встретить нашего будущего инструктора Олега. Расположение офиса никто не знал, и мы пошли вдоль пирса искать лодки с какими-нибудь подходящими логотипами.

Должен сказать, что увидев марину, я был разочарован. Привыкнув к средизмноморским паркингам, где лес мачт уходит покуда видит глаз, здесь яхтами были заняты лишь два пирса, и то не плотно. Остальное место было отведено рыболовецким посудинкам и просто лодочкам. Ярко и гордо выделялась подводная лодка «Yellow submarine», но о ней позже.

 

Н"Yellow Submarine", Тенерифеайдя несколько лодок с одинаковыми логотипами, мы вступили в переговоры, и быстро выяснили что это и есть школа RYA, а наш инструктор Олег вооон там. Встреча с Олегом была неожиданно краткой:

 

«Парни, отлично, что приехали, но я сейчас немного занят, мы проведем с вами брифинг в 18:30, поэтому встречаемся в 18:00 вон у того шлагбаума.

А пока – вон там отличные кафе, там варят очень приятный кофе». Смотрим на часы – 10:00….

Оставив на лодке вещи, мы углубились с исследование местного колорита.

 

 

 

Не буду рассказывать, как провести 6 часов в деревушке из трех улиц, но нам удалось:

1) Выяснить что пиво в супермаркете вдвое дешевле кока-колы.

2) Посмотреть в скверике детский вариант футбольного матча «Мадрид-Барселона».

3) Найти вулканический пляж и попытаться извлечь с него немного январского тепла.

Отдельно нужно рассказать про футбол у испанских детей. Относились они к проведению матча со всей серьезностью, соблюдая все основные правила. Иногда, конечно, какой-нибудь игрок выбывал, чтобы прокатиться на самокате друга, вновь вышедшего во двор, но тут же на пинках друзей возвращался обратно. Вокруг скверика стоит масса автомобилей, и они активно работают забором.

Ни одно хлесткое, гулкое попадание мяча по автомобилю не вызывало никакой реакции у взрослых испанцев, проходящих мимо. Мы с Денисом каждый раз, глядя на летящий в машину мяч, привычно жмурились, втягивали шеи, но нет! Это нормально! Ни одной сработавшей сигнализации. Ни одного нервного водителя! Потрясающее умиротворение! Не удивлюсь, если у них вообще нет понятия автомобильной сигнализации, как, к примеру, у Австралийцев.

Вот и вечер – пришел наш капитан, и мы все, выпив чашечку кофе, двинулись на брифинг в RYA. Я мог бы не писать об этом, очевидно «проходном», мероприятии, если бы не сила культурного шока, который я испытал.

Маленькая комнатка, посреди стол с бесплатным пивом, чипсами, орешками и парой бутылок вина. Вокруг толпятся потенциальные (пока) шкиперы и их инструкторы. Вышел весьма милый руководитель школы в футболочке и шортиках и произнес, судя по интонации, игривую речь на английском языке, о том, как у нас все будет впереди, и как нам нужно быть серьезно настроенными на победу. Я не понял практически ничего. Мой друг точно не понял ничего. Я уже собирался было расстроиться, но наш инструктор Олег раздал нам перевод на русском языке! Комизм ситуации был запредельный, и только пиво помогло скрыть улыбку.

Приобретя RYA Log Book, мы двинулись на яхту вслед на инструктором. Более подробного разъяснения о смысле каждой кнопочки и рычажочка на яхте я еще не слышал. Более корректного, но тем не менее образного объяснения, почему нельзя кидать в унитаз ничего «неорганического», невозможно придумать. А как ловко все «дельные вещи» обрели красивые английские названия… Именно в этот момент я понял, что обучение будет интересным.

Первый день, как и все последующие дни, прошел строго по плану:

- Подъем в 8, готовность лодки к отходу в 10

- Breefing (все собираются в кокпите и обсуждают что будем делать сегодня)

- Practice

- Debreefing

- Ресторан за 20 евро на человека J

Естественно, каждый день назначался новый шкипер и этот счастливчик был обязан организовывать всю остальную команду.

В первый день брифинг плавно перешел в подробный рассказ обо всех средствах спасения, который были на лодке. Не смотря на некоторый опыт хождения на яхте ранее, было очень приятно узнать о некоторых мелочах, типа «спасжилеты срабатывают в 30% случаев».

Затем, когда мы все заново узнали название всего такелажа, теперь уже в английском варианте, мы вышли в океан. Я специально написал слово океан, чтобы подчеркнуть разницу ощущений между морскими прогулками и океаническими. Словами это не объяснить, но мой первый вопрос к инструктору был такой: «а вас здесь часто ТАКИЕ волны?». Узнав, что это «практически нет волнения», я понял, что мой морской опыт совершенно неприменим! В средиземном море я привык к тому, что волна напрямую зависит от ветра и ее направление с направлением ветра совпадает.

В океане есть волны от ветра, и есть просто Волны, так называемый “swell”, т.е. колебания воды, образованные за тысячи километров совершенно неизвестными природными явлениями. Когда волны накладываются на swell, не совпадая ни по направлению, ни по силе, ни по длине, получается болтанка, к которой привыкнуть значительно сложнее. Во всяком случае, здесь я впервые понял, что морская болезнь может быть проблемой.

Мне сложно рассказать, чем конкретно мы занимались все последующие дни в море, скажу лишь, что мы все время чем-то занимались J Боролись с ветром, который ни разу не был попутным, тренировали швартовки (парковки в понятиях RYA), спасали флажок с поплавком, который любя называли «Charlie», причем и с дизелем, и без него, прокладывали пути, увлеченно триангулировали (fix), учитывали приливные течения, рассчитывали уровень моря в зависимости от времени суток и пр.

Как говорится, кто плавал, тот поймет.

Мой IPad старательно записывал наши маршруты, поэтому есть возможность оценить наши сложные траектории.

 

 

 

 

 

И все время мы учили и учили эти понятия – fenders, math, bow, shrouts, winch, и т.п. Чем больше в нашем обиходе появлялось английских терминов, тем тусклее был вид моего друга, и тем слабее он оценивал свои шансы сдать этот пресловутый экзамен.

 

Однако экзамен так и не состоялся – в последний день капитан грозно нахмурил брови (мы не очень поверили, после всего того, что между нами было), и сообщил, что он теперь вообще не будет вмешиваться. Он сел в углу и начал назначать одного за другим шкипером, и делать пометочки в тетрадке. Ни тебе страшных вопрос о фонарях, ни о буях или литеральных знаках – мы лишь вскользь о них побеседовали. И вот, мы все молодцы!

Обратный путь пролетел как в тумане. После 6-ой посадки в течение недели я окончательно перестал воспринимать самолет как средство потенциальной опасности…

 

 

 

P.S. Красноярск – единственный город, где проверяют, свой ли ты взял багаж. Фу.