Курс ЦБ:
USD 65.31
BYN 31.15
HKD 8.33
EUR 75.37
HRK 10.06
TRY 11.54
г. Красноярск ул. Молокова 64

Записки яхтсмена. На парусной яхте по Эгейскому морю с детьми (октябрь 2011)

Автор: Константин Телегин 

 

 

1.10.2011 Анталия (международный аэропорт)  - Кемер – Мармарис (Albatros marina).

Позади перелет Красноярск-Анталия и оформление таможенных формальностей, заключающихся в ожидании в очереди и проштамповке отметки в  паспорт.

Мы на территории Турции. Мы - это Александр, Светлана  - жена Александра, моя дочь Алена и я.

Естественно, посещаем дьюти-фри на предмет закупки приличного по качеству алкоголя, так как даже в супермаркетах в Турции выбор напитков отнюдь не ошеломляет. Алкоголь, особенно односолодовый 12 - летний виски, берем исключительно в медицинских целях.

Находим представительство компании, в которой зарезервировали машину в аренду. Изначально планировалось заказать трансфер, но в процессе заказа выяснилось, что аренда машины в очередной раз дешевле, чем просто трансфер Анталия Мармарис. Плюс, при аренде еще один выигрыш – закупка продуктов серьезно упрощается, так как не надо озадачиваться заказом такси для транспортировки покупок и, в случае необходимости, мы не ограничены количеством магазинов для объезда.

За стойкой компании персонал отсутствует, зато присутствует телефонный аппарат и записка: звоните, мол, по такому-то номеру и воздастся вам. Позвонил, в результате переговоров нам навстречу выслали водителя на предназначенной для нас машине, который перевез нас и багаж в доместик аэропорт, где и находится офис. Оформление* заняло примерно половину часа, после чего  мы на автомобиле выдвинулись в сторону Кемера. В сторону Кемера потому, что был взят тур на срок аренды яхты, так как стоимость тура в самой недорогой гостинице с проживанием и питанием по системе ВB дешевле, чем просто билет регулярным рейсом Красноярск-Анталия. В случае с туром, дополнительным бонусом к билету мы получили возможность дождаться рейса в гостинице во вполне комфортных условиях.

* - При приемке машины обязательно проверяйте уровень топлива в баке, вам вполне могут его немного недолить (чисто по недосмотру), а вот проверят при сдаче обязательно.

Дорога от аэропорта до гостиницы в Кемере  заняла примерно час, это около 60 км.  По дороге встретили странную конструкцию, подумалось, чем это африканцы так насолили туркам, что они их этим словом через весь континент …

Но чуть позже все стало более или менее понятно, хотя претензии на Африку так и остались загадкой.

На место приехали раньше, чем основная масса туристов, поэтому оформились почти мгновенно.  Сообщили на ресепшн, что вернемся сюда только 15 октября и на вопрос «Когда ужин?» получили ответ: «Ужин через полтора часа, но для вас мы в течение получаса все приготовим». Ужин был очень даже неплох, персонал приветлив и расторопен, за что им спасибо.

В 14.00 местного времени выдвинулись в сторону Мармариса.

От Кемера до Мармариса примерно 360 км. Основной отрезок пути пришлось ехать ночью, основные впечатления оставили грузовики, несущиеся на предельных скоростях по горным серпантинам. Примерно тоже самое было и год назад, когда ехали Стамбул-Мармарис, но там дороги были пошире и гор поменьше, поэтому воспринимались как-то более спокойно, а тут… Интересно, какая у них аварийность при такой манере езды?  Надеюсь, дорога обратно будет более живописной, так как планируем возвращаться днем.

 

 

 

 

В Мармарис прибыли в час ночи, на воротах в Альбатрос марине нас встретил представитель секьюрити, поинтересовался именем лодки. Получив в ответ Kush, удовлетворенно кивнул и показал где припарковать машину. Вообще, он оказывал всяческую помощь, пока мы не перегрузили вещи на лодку, за что мы ему благодарны. Брандерщит яхты, как и было обещано Светланой, нашей соотечественницей, работающей в Offshore Sailing, открыт в ожидании нашего приезда. В яхте, на диване кают-компании нас ждала кошка с колокольчиком на шее. Вела она себя очень уверенно, при этом  всячески выражая свою радость встрече. Видимо считала, что находится при исполнении и должна нас дождаться, встретить и показать яхту. Яхту я уже знал, поэтому от помощи отказался.

Встречающий персонал был транспортирован на пирс, где и растворился в темноте с гордо поднятым хвостом.

2.10.2011 Albatros marina, приемка яхты, Albatros marina - Чифтлик (Ciftlik)

Утро прошло в делах по закупке продуктов, приемке яхты и сдаче машины. Яхта принялась как обычно здесь: легко и непринужденно. Тем более, на этой лодке мы уже ходили, ее особенности известны. Единственно, Синан, сдающий нам лодку, почему-то акцентировал внимание на двигателе, попросил пару раз в неделю посматривать на бачок с охлаждающей жидкостью и доливать воды в случае необходимости:

-… Долейте воды  –  только воды, пива не надо.

- А если виски?

- Хм… думаю, виски будет хорошо для двигателя.

К обеду подтянулась оставшаяся часть нашей команды из Москвы, Виктор и его сын Саша. В 16.00 мы вышли из Альбатрос марины в направлении Чифтлика.  На выходе из залива поставили паруса, но ветра не было, пришлось идти почти весь путь под дизелем. На место пришли в сумерках, пришвартовались к пирсу у ресторана «Rafet Baba». Издали уже был виден мигающий и танцующий какой-то странный, наверное, восточный танец фонарик, приглашающий нас пришвартоваться именно в этом месте. Поведение луча было не лишено креативности, работу он свою сделал. На причале нас ждала команда из 2-х подростков, которые, собственно, и приняли швартовы. Они же обслуживали клиентов в ресторане, и их же утром я видел в душевой, наводящими там порядок.

Кухня в ресторане была вполне приличной, вот только сырные палочки нам не понравились: сыр в них был не сырный. Погода отличная, настроение замечательное, плавание и отпуск начались как нельзя лучше. Вечер завершился разговорами при свете луны, под шелест легкого бриза и пение цикад.

 

 

3.11.2011 Чифтлик (Ciftlik) – Серче (Serce), за борт на веревке, Хасан.

 

Утром, позавтракав на борту яхты и искупавшись в море, вышли по направлению к заливу Serce. Переход  недлинный, обещает массу удовольствий.

 

 

 

 

Через час после выхода  включили  западный ветер 15-17 узлов с  порывами до 20, и остаток пути мы получали удовольствие от движения под парусом встречными курсами. Пока раздуть не успело, выкупали детей на веревке, чем привели их в восторг. Ну и естественно, не могли не совместить приятное с полезным - учили их одной рукой завязывать  беседочный узел, болтаясь на веревке за яхтой.

В Serce пришли засветло, пока решали, встать возле буйков или в другой стороне залива, на лодке подплыл хозяин ресторана, рекламируя свой сервис. Особого желания плыть на тузике в ресторан  не было, и мы перешли в другую сторону залива, чтобы встать на якорь.

 

 

 

 

Но и там без помощников не обошлось,  тут же появился, как выяснили позже, Хасан, на лодке с разложенными в ней товарами, подсказал, в каком месте  лучше заякориться и подходящий камень для заведения оттяжки. Он вообще был весьма активен в оказании помощи.

Для поддержания Хасанова бизнеса  купили у него пару сувениров, мед и фрукты.

 

 

 

 

На одной из скал  были обнаружены выбеленные временем и ветрами античные кости, лежащие здесь, само собой, со времен "Илиады" и "Одиссеи".

Дети ныряли с маской, плавали, гуляли по берегу, в общем, радовались жизни.

Ужинали под звездами, под легкий теплый ветерок и далекие вопли ишака. Ночь прошла спокойно, якорь и оттяжка держали надежно.

4.10.2011  Серче (Serce)- Соют (Sogut), настоящие козлы

В 11 часов вышли по направлению к деревне Соют. Включить ветер у природы в планах на сегодня не было, парусили всего пару часов, пообедали в безлюдном заливчике у греческого острова Сими, наблюдая за горными козлами, скачущими по вертикальным скалам. Снизу кажется, что там не за что держаться, животные же чувствовали себя вполне уверенно. В Турции, если мужчину называют «настоящим козлом» – это сильная похвала.  Глядя как эти животные карабкаются по отвесным скалам, понимаешь, почему.
В 17.00 пришвартовались на пирсе в Союте.

Ресторан «Oktopus», что в переводе означает «Осьминог», достаточно  хорошо известен яхтсменам своей кухней и очень приличной инфраструктурой, чем мы и воспользовались.

Вечер в ресторанчике под местные блюда и вино, неизменный “grilled octopus”  в том числе, дополнил картинку.

Кстати, год назад в этом месте нам встретился маленький осьминог (на картинке), чтобы, видимо, доказать обоснованность названия ресторана.

Естественно, не обошлось без вечернего купания. Между пирсом и берегом тут неглубоко и чисто, купаться приятно.

 

5.10.2011 Соют (Sogut) – Селемие (Selemiye), Осман, турецкие истории, барракуда

Утро началось с купания, душа и завтрака.

В 11 часов отошли от пристани и направились в сторону Селемие.

Почти встречный ветер в 8 узлов с порывами до 12 способствует ненапряженному хождению под парусом.

Естественно, дети, по их настойчивым просьбам, были выброшены за борт на веревке.

Так, галсами, и дошли до места.

При подходе к причалу стало ясно, что пирс довольно плотно уставлен яхтами, в том числе достаточно крупными моторными. После второго нашего круга на пирс вышел Осман, хозяин ресторанчика “Osman's place»,  и, как всегда улыбаясь во всю свою сияющую золотом на солнце челюсть, показал место для швартовки. Швартоваться нам предстояло между 69-футовой моторной яхтой, высотой в 2-х этажный дом и небольшой яхтой, сравнимой по размерам с нами.

Вошли мягко, под звуки писка кранцев с двух сторон - мето осталось как раз для нас.

Сходили на рынок, традиционно прошлись по сувенирным лавкам: в этом месте есть пара, в которых предлагаются поделки, действительно сделанные руками, а не на китайских фабриках.

 

 

 

 

Вечером навестили ресторан Османа. В ожидании блюд дети охотились на кошек с водяным ружьем, торжественно заряженным и врученным Османом. Надо сказать, отношение к кошкам здесь своеобразное: в Турции их огромное количество, их любят и кормят, что, тем не менее, не мешает этим животным выпрашивать подачки у туристов. Иногда они бывают излишне навязчивы и вызывают недовольство посетителей. Соответственно, хозяева заведений такое  поведение не приветствуют и отгоняют неопасными для животных средствами. Всевозможных конструкций брызгалки – самый распространенный способ.

За ужином слушали рассказы Ноны, переехавшей в Турцию из Грузии. У нее за время жизни здесь накопилось множество историй, иногда демонстрирующих огромную пропасть между взглядами на жизнь  и укладом местным  и нашим.

Готовят у Османа хорошо, обстановка традиционно  душевная, что располагает к «продолжению банкета».

Банкет был продолжен на яхте. Лодки стоят вплотную друг к другу, поднимая бокалы, часто встречаешься взглядом с соседями с других яхт (на лодке рядом с нами и за ней стояли американцы), после чего следует жест чоканья и одновременное выпивание напитков. Таким образом, получается как бы общее большое застолье людей, влюбленных в море.

Беседовали, изучали звездное небо, которое, естественно, отличается от нашего, самое простое астрономическое развлечение – «найди Большую медведицу».

Когда совсем стемнело, вспомнив про турецкий способ добычи барракуды с берега подводным арбалетом, обратил внимание на синий яркий свет, исходящий от большой соседской яхты и направленный в воду. Предположение о том, что для атаки на привлеченную светом мелочь может выйти барракуда, подтвердилось. Несколько раз барракуда  выходила на свет и стремительно атаковала. Завораживающее зрелище.

6.10.2011  «Селемие – Марти марина, человек за бортом, Кроличий остров, встреча с друзьями»

Солнечное, безветренное утро. На набережной деревни неторопливая уборка, расстановка столов в ресторанчиках. Персонал кафе, продавцы из магазинов и рыбаки обмениваются новостями, кто-то читает газету за кофе в кокпите яхты, одним словом, утро в деревне...

Небольшой переход из Selemie в Марти марину совершили с остановкой для купания в неглубоком, чистом заливе. Понаблюдали за стартом российской бизнес-регаты «Капитаны бизнеса». Ветра не было, старт был, как бы это сказать, не очень динамичным и мы пошли дальше своим курсом. Через пару часов начало раздувать до 12 узлов. Перед заходом в марину отработали несколько раз упражнение «человек за бортом». В операции участвовала вся команда, включая юнг,  у которых была ответственная роль указывать направление на объект спасения. Ветер как раз благоприятствовал таким тренировкам, а времени у нас было достаточно. Благополучно несколько раз выловив двухголового утописта (связанные вместе бутылки с водой), подошли к Кроличьему острову.

Дочь переспрашивала о его посещении регулярно, еще в Красноярске, видимо удостоверяясь, что я не забыл. Кролики на острове присутствовали, и, захватив с собой приманку, дети на тузике  были транспортированы на остров. Кролики оказались вполне довольными жизнью и реагировали  на подачки  не очень активно.  Но, тем не менее, выманить их детям удалось. Дальше – осмотр развалин крепости и возвращение на яхту.

Зашли в марину, запросив у маринеров по рации  место  рядом с лодками яхтенной школы «Ветер». Основным пунктом программы здесь  было общение с  Алексеем Тимофеевичем Сафроновым, опытным моряком и инструктором школы, только что завершившим двухмесячный переход  Доминикана Турция, по маршруту «Доминикана Бермуды-Азоры-Гибралтар-Испания-Италия- Греция Турция» на своей YAMMAYA (Бавария 46).

Приятно было встретиться  и пожать руку  Анатолию Александровичу Большакову,  организатору  школы  и ежегодной регаты «Чайка-Marti».

Вечером под свет звезд и нарастающей луны общались, слушали рассказ о переходе через Атлантику и Средиземку. Забрали с собой видео и фотоматериал.

 

7.10.2011 Марти марина – Датча (Datca), ветряки, местный колорит, преддверие  шторма.

На рассвете в марину заплыло вот такое инопланетное существо (на фото).

Сразу после утренних процедур и завтрака,  помогли Тимофеичу с парусами.

В 14.00 вышли в море по направлению к городку Датча (Datca), расположенному на одноименном полуострове. При подходе к городу со стороны залива Hisarony, по правому борту  видны огромные ветряки, без устали добывающие из воздуха электрическую энергию для «датчников». На вершине некоторых довольно ярко мигают фонари. Вид космический, напоминает картину «Война миров».

Переход в 20 с небольшим миль полными курсами много времени не занял, пришвартовались засветло.

 По результату недолгого обсуждения решили ужинать в ресторане находящемся рядом с пирсом, на пригорке. Из-за столиков, стоящих под открытым небом, была отлично видна вечерняя набережная, пирс и наша, слегка покачивающаяся на легкой волне, яхта. Всего сутки отделяет сегодняшний день от обещанного шторма. Интересно, что тут будет твориться завтра? За соседним столиком что-то праздновала довольно шумная турецкая компания. Время от времени они затягивали национальные песни, что добавляло вечеру колорита.

После ужина, традиционно посмотрев погоду на завтра, утвердились в опасности надвигающегося шторма, ветер обещали южный. Еще два дня назад, когда появились первые прогнозы шторма, стало понятно, что предварительно составленный маршрут придется менять. Планировали двинуться на Книдос (Knidos), показать детям развалины античного города, но он открыт с юга, и в шторм там делать нечего. Остается остановиться не доходя Книдоса в Паламуте (Palamut), который закрыт от волн, но открыт ветру. Есть еще мысль попытаться переждать шторм на Сими (Symi), но это Греция и вопрос осложнен всяческими формальностями. В конце концов, решили все-таки зайти на Сими, греки там приветливые и не склонны к излишнему закручиванию гаек, яхтсменам обычно рады. Если же остаться на Сими надолго не получится, можно уйти в Dirsek, который закрыт и от волн и от ветра, но менее интересен в смысле туризма.

8.10.2011  Датча (Datca) – Сими (Symi) – Дирсек (Dirsek), заход в Грецию,  шторм

Утро радует солнцем и несильным, ровным ветром порядка 10 узлов. К 8 утра к пирсу подъехала бригада рабочих, которые взялись за его разборку. Муниципальный гостевой пирс в Датче полностью открыт южному ветру и в шторм его разносит волнами. Чтобы этого не произошло, перед штормом пирс разбирается, остаются только металлоконструкции.

В 10 часов мы  вышли по направлению к греческому острову Сими. Ровный ветер позволил в уже к обеду войти в залив.

Греческая архитектура, естественно, несколько отличается от турецкой, она более жизнерадостная что ли.

Стоянка у городской пристани кормой, на якоре. На подходе к пирсу нам указывают место, куда мы и направляемся. Но вдруг, 50 футовая яхта с единственным членом экипажа, который бегал от кормы к баку, по ходу подруливая и меняя скорость хода, начала очень активно маневрировать. С уже стоящими на якоре судами он расходился почти вплотную, щекоча нервы их командам. Оставив шкипера-одиночку на поруки помощнику, маринер указал нам место в глубине причала.  При швартовке якорь взял у нас со второй попытки.

Маринер, крупный и приветливый грек, дал пару указаний, хотя необходимости в этом не было, так как какой-либо выбор действий отсутствовал. Светлана лихо бросила ему швартовый конец, чем заслужила одобрительное «Браво, леди!».

Часть команды сразу же сошла на берег для пополнения запасов ... сами догадываетесь чего и хлеба. Другая часть команды занялась знакомством с местными сувенирными лавками. После консультаций с  персоналом причала и местными полицейскими, я решил, что более правильно будет перейти в Dirsek, тем более, что, по словам швартовщика, залив недостаточно безопасен при южном ветре.

В Dirsek пришли в сумерках, встали на якорь и завели оттяжку на берег. Вместе с ночью пришел шторм, который здесь выражался в дующем беспорядочно сильном ветре, в порывах достигающим 40 узлов. Яхту сильно качало, но якорь держал, оттяжка - тоже. В шторм тут образуется  ротор, ветер ходит кругами, но сильной волны не образует. Ночью у стоящей неподалеку двухмачтовой гулеты размотало грот, видимо, забыли закрепить фал. На гулете началась «дискотека» с фонарями, но справились с проблемой матросы достаточно оперативно.

9.10.2011 Шторм, полеты тузика, швартовка к пирсу, общение с соотечественниками

В 4 часа утра сорвало оттяжку.

Камень, казавшийся в сумерках вполне надежным, не выдержал нагрузки, и трос прошел под ним. Яхту начало крутить. Лодки вокруг также спокойно не стояли, всю ночь ветер давал работу всем. Якоря срывало, лодки ходили по заливу в поисках надежного места стоянки.

Сорвало якорь и у нас, сделали круг, бросили якорь немного мористее, для надежности вытравили все 50 метров цепи.

Судя по показаниям GPS, якорь грунт взял, лодка находится в радиусе якорной цепи. На порыве ветра тузик, привязанный к лодке,  поднялся в воздух вместе с мотором, сделал бочку и упал вверх дном. Тут же занялись его оперативным переворачиванием обратно и снятием мотора. Если хочется ему летать – пусть летает, но без двигателя. Двигатель сразу подняли на яхту в целях просушки и восстановления работоспособности. Описывать возню с ним под порывами ветра и мотание яхты не буду, через пару часов двигатель завелся.

К обеду в полном соответствии с прогнозом, ветер немного утих. Появилась возможность пришвартоваться к пирсу у ресторана. Уверенности в наличии места с мурингом не было, поэтому сели с Витей  на тузик и поехали уточнить ситуацию на месте.

Крайней, у свободного места стояла яхта с  российским флагом. Его мы заметили еще утром, когда начало светать. Осведомились у ребят как обстановка:  «Комфортно ли, не болтает ли, не голодаете ли?».

Ребята сообщили, что стоять комфортно, ветер тут не донимает, муринги держат надежно:

- А утром почему не зашли, мы думали как вас сорвало, вы сюда придете?

- Не видели, не до этого было, да к тому же у нас тузик в небо рвался, приземляли…

- Но тут нормально, тихо …

Хозяин ресторана нас заверил, что муринги надежные, еда есть, пиво тоже, одним словом, гостям рады. Через полчаса мы пришвартовались к пирсу и сразу заказали на вечер ужин.

Удивительно, насколько быстро меняется мировосприятие в соответствии с  конкретными условиями: через час уже трудно было поверить, что в 3-х кабельтовых от пирса гуляет ветер и шкиперы постоянно следят за тем, чтобы не оказаться на берегу. Тут же почти идиллия: яхты чуть-чуть покачивает, дети купаются у берега и ловят шныряющих по камням мелких крабов, на кухне ресторанчика готовится еда, экипажи коротают время за беседами, потягивая пиво, турецкий чай или «буюк бардак туркиш кахве».

Один из работников ресторана, увидев, как наши дети пытаются ловить крабов, заговорщицки улыбнувшись, принес некую специально пахнущую субстанцию, от запаха которой бродящие вокруг куры начали спотыкаться. Нужда ловить крабов отпала, так как все крабы в округе  сбежались в кучу самостоятельно.

Сразу после обеда начался настоящий тропический ливень, лило как из ведра часа два. Дети тут же воспользовались возможностью смыть с себя соленую воду – дождь был теплым. Кроме того, зная, что на яхте не осталось пресной воды, дети набрали дождевую в канистру, как сказали нам: «…готовить, когда закончится питьевая вода».

Ужинали в компании команды московских ребят со шкипером Николаем. Поговорили о море, о геополитике, о месте русских в яхтинге вообще и в Турции в частности. За соседним столом ужинала немецкая команда с катамарана, судя по уровню звука, беседовали они примерно о том же, но в приложении к немецкой проблематике.

Ночь была также ветрена, как и предыдущая, но ночевка у пирса на муринге обещает быть спокойной и комфортной.

10.10.2011 Дирсек – Бозбурун – и опять Соют, тяжелая швартовка и отдых

Утро нас встретило солнцем, ветер стих. В то, что на основной акватории Есилова продолжается ветер 6 баллов, не верилось. Рассудив, что и так уже достаточно долго простояли на одном месте, решили воспользоваться затишьем и перейти в Бозбурун. Тем более, что на лодке запасы технической воды закончились, а в местном душе вода была соленой – поступала прямиком из моря. Для подзарядки сервисного аккумулятора пришлось заводить двигатель. Одним словом, требовалась бункеровка.

Обсудили предстоящий маршрут с соседями, они собирались уйти в залив Бенчик и переждать день там. К тому же, у них уходила охлаждающая жидкость из двигателя, необходимо было вызвать техперсонал для ремонта. Когда искали, как подобраться к расширительному бачку на его яхте, я вспомнил акцент, сделанный спецом «Offshore sailing» Синаном при приемке яхты. Подумал, как эти события связаны, с учетом того, что ни разу нигде мне это не акцентировали так подробно, и с учетом того, что на нашей лодке жидкость не ушла за все 2 недели ни на миллиметр.

Сразу после завтрака  попрощались с соотечественниками и вышли в море. Ситуацию прочувствовали сразу, как только миновали защиту прибрежных скал. Наглухо зарифили оба паруса, а через полчаса полностью убрали грот и включили двигатель. Ветер был строго против курса, яхтсмены такой ветер и волны называют «мордотык», и галсить по такой погоде не очень-то хотелось. Зато сильно хотелось максимально быстро дойти до тихого, комфортного места.

На подходе к Бозбуруну стало ясно, что наши надежды под угрозой, на рейде перед входом на якорях стояло с десяток яхт. Во-первых, при ветре 25-30 узлов заходить в узкие ворота Бозбуруна  опасно. Во-вторых, свободных мест у причала не было.

Глубокая задумчивость опустилась на суровые лица мужской части экипажа. Из задумчивости меня вывела дочь, спросившая вдруг:  « Папа, а можно мне искупаться… ну хоть на веревке?».

Стоянка тут на якоре означала обмен шила на мыло, и было принято решение перейти в Соют (Sogut). Он недостаточно закрыт с юга, но ветер идет на убыль и стоянка там бортом к ветру, т.е. волна не навальная. К тому же, вряд ли там сейчас также плотно, как здесь.

Соют нас встретил почти пустым пирсом и ветром в 25 узлов. Подошли, сделали круг, швартовка непростая, но лодок практически нет. Тем временем на пирс вышло несколько человек персонала, готовых принять у нас швартовы.

Зашел под углом к ветру, и за 50 метров ветер развернул лодку с курса 45 градусов до 90. По какой-то причине швартующий нас персонал  решил не давать нам муринг. На вопрос Вити, который стоял на муринге: «Where is mooring? Give me the mooring!» Один из швартовщиков достаточно индеферентно подошел к веревке, поднял ее, дескать, вот он, чего ты беспокоишься, и снова бросил на место. Выражение лица Вити передавать не буду, его вдумчивый взгляд и спокойные, рассудительные  слова этажа примерно в три тоже не повторю... Муринга нам не получить, догадался я, самостоятельно его при такм раскладе цеплять смысла не имеет, значит будем швартоваться сначала на кормовых,  муринг заведем позже.

Все получилось, вытянулись на ветер на кормовом швартовом, завели муринг, шпринг. Спасибо швартовщикам и команде, все сделали правильно.

Дальше – фронтовые сто грамм шкиперу, чтобы руки не дрожали и экипажу - для выравнивания инь и ян.

Горячий душ, ужин в ресторане, разбор дневных событий под покачивание лодки и гул  ветра в такелаже.

11.10.2011 Соют(Sogut) – Бузуккале(Buzukkale), развалины крепости, охота на осла

К утру ветер успокоился, появилось  солнце, располагающее к прогулкам и созерцанию. Прошелся по берегу, посмотрел постройки и некоторые интересные моменты быта местного населения, открывающиеся только со стороны берега, к которому обычно никто не подходит. Закончив прогулку, понырял с маской для удовольствия и для того, чтобы изучить дно лодки и заодно почистить лаг. Вертушка лага была чиста, повреждения отсутствовали, что добавило настроения, вода – теплее утреннего воздуха.

Позавтракав, определили направление движения на день – пойдем вдоль греческого острова Сими (Symi) в бухту Бузуккале (Buzukkale). Ветер в порывах достигает 20 узлов, что способствует хождению под парусом. Лодка идет сбалансированно, управления рулем практически не требует. Дети занимаются  уроками, время от времени  отвлекаясь на морской пейзаж и летучих рыб, изредка разлетающихся веером из-под форштевня.

К воротам в Бузуккале  подошли в районе 17 часов.

При заходе догнали моторную яхту, которая начала вдруг останавливаться прямо  перед нами, а потом  заложила довольно бодрый маневр, после чего мы увидели на корме нескольких людей, энергично выполняющих движения, один со спиннингом и  двое с крюками. Рыбаки - догадались мы. Через 5 минут на борт яхты была поднята рыбина, размером от полутора до двух метров. Идентифицировать ее на таком расстоянии мы не смогли. Показав рыбакам большой палец и получив в ответ победные возгласы, мы двинулись к пирсу для швартовки.

Пирс ресторана «Али баба» находится в непосредственной близости к развалинам крепости. Собственно, поэтому мы тут и встали - нужно было показать крепость детям. На крепости нам встретился Иа, мирно щиплющий листья с кустов.  Дети тут же предприняли попытку его приручить с целью получения фотографии крупным планом. У осла планы  были другие, и тактическая многоходовая комбинация закончилась отступлением осла в непроходимый кустарник. Изучили растущее внутри развалин, усыпанное плодами, оливковое дерево. Оказывается, дети были уверены, что оливки растут сразу маринованными, вкус свежих их разочаровал.

Ресторан «Али Баба» был вполне узнаваем что внешне, что по меню - ужинали там.

 

12.10.2011  Опять на Датчу (Datca)

 

 

 

 

Всю ночь с перерывами шел дождь, дул ветер в порывах до 15 узлов. К утру ветер утих, появилось синее небо и надежда на хорошую погоду. Вдали еще слышны отзвуки грома.

Сегодня появилась необходимость вернуться на Датчу (Datca), позавтракав, выдвинулись в этом направлении, расстояние 22 мили. Шли неспешно, любуясь морем после шторма.

Получилось так, что пришвартовались рядом с яхтой с русским экипажем, из Москвы. Гуляли по городу, заходили в сувенирные лавки, которых тут великое множество. По возвращении на яхту объединились с командой соседней лодки, ужинали, беседовали, обсуждали лодки, погоду, маршруты.

13.10.2011 Датча (Datca)- Чифтлик (Ciftlik), неделя Volvo

Из Датчи вышли в Чифтлик, чтобы завтра, в заключительный день чартера оказаться в непосредственной близости к Альбатрос марине. Протяженность маршрута 36 миль.

Прогноз обещал юго-западный, удобный для нас, ветер, переход не должен быть напряженным. Собственно, так и получилось, после прохода мыса Karaburun поставили «бабочку», с ней и дошли до самого Чифтлика. Весь путь занял 8 с половиной часов.

 

Чифтлик был достаточно плотно уставлен яхтами, все дело оказалось в «Русской парусной неделе Volvo». Пирс ресторана «Rafet Baba»  полностью занят, яхты стояли очень плотно, местами в связках борт в борт. Не сильно переживая по этому поводу, пришвартовались у «Deniz Restaurant». Яхты с регаты все подходили, на мачте одной из яхт сидел оператор, очень громко пытающийся кого-то докричаться. Не знаю, насколько интересные кадры сделал он, но его заметили точно.

Программа вечера была вполне стандартной, ужин в ресторане, звезды, волны, цикады. Единственным дополнением, правда не сильно мешающим,  являлись музыка и вопли организаторов и участников бизнес-регаты, изо всех сил веселившихся до утра.

14.10.2011  Мармарис, Albatros marina

Позавтракав, вышли на базу, в Альбатрос марину. По пути нам опять встретилась регата, яхты довольно активно маневрировали в заливе, это был заключительный этап.

К обеду были на месте, через пару часов без каких-либо проблем сдали лодку и выдвинулись в Мармарис для коротания вечера. Прогулявшись по набережной, в очередной раз отметил происходящие там изменения, появились новые фонтаны и скульптурные композиции. В мае ничего этого еще не было.

Традиционно навестили кафе «Nil», дочери очень понравилась горячая халва,  предлагаемая в этом кафе постоянным посетителям как подарок.

15.10.2011 Дорога Мармарис-Кемер.

Сегодня возвращаемся в Кемер.

В 10 утра получаю заказанную заранее машину, и выдвигаемся в обратный путь. Дневная дорога гораздо интереснее, чем казалась ночью. Во-первых, не хочется спать, во-вторых, есть на что посмотреть. Из Мармариса до Кемера можно доехать двумя дорогами: более короткой, по горам, но с крюком через Анталию, и более длинной по берегу, сразу в Кемер, не заезжая в Анталию. Дело в том, что в Турции географическая близость объектов не гарантирует их близости по дорогам. Дороги тут прокладываются так, как позволят горы. Решили, что торопиться нам не куда, а дорога вдоль берега обещает быть более интересной – поехали по D400.

Дорога вдоль берега проходит через множество населенных пунктов, что логично, поэтому постоянно приходилось контролировать скорость. Интересно, что с одной стороны, штрафы за превышение скорости в Турции довольно большие и «договориться», как говорят, практически невозможно, с другой, при ограничении 50 км/час в населенных пунктах, турки медленнее 90 не ездят.

Наблюдал засаду местных полисменов, напомнило методы наших. На обочине стоит вполне гражданский автомобиль, в котором спит водитель. Вся нижняя часть стекла машины заставлена радарами, антеннами и еще чем-то не идентифицируемым. Через 50 метров за поворотом стоит полицейская машина с парой бравых служителей закона, которые считывают показания приборов.

Вечером, без приключений добравшись до Кемера, сдали машину.

Дальше, ожидание вылета в гостинице, самолет, и вот он – родной Красноярск.

PS: Маршрут по нескольким причинам оказался не таким, каким его планировали изначально, шторм внес  свои  коррективы. Пришлось по нескольку раз побывать в одних и тех же местах, чего  обычно стараюсь избегать. С другой стороны, тот же шторм добавил свежести ощущениям. С удовлетворением могу отметить, что двое детей и дама, для которых это был первый в их жизни выход в море, да еще на столь длительный срок, прекрасно перенесли все наши перипетии, включая шторм.

Отзывы

Где пройти обучение яхтингу?

Добрый день! Спасибо за интересную статью, мы с мужем давно интересуемся яхтингом, однако в условиях Сибири это хобби трудно реализовать:) Не подскажете, где Вы проходили обучение? И, прошу прощения за нескромный вопрос, это сильно дорого? С уважением, Екатерина

Re: Где пройти обучение яхтингу?

Здравствуйте, Екатерина! Как написано у нас в разделе "О нас", море гораздо ближе, чем это может Вам показаться. Для обучения есть множество возможностей, в зависимости от ваших предпочтений и конкретных условий. Для примера привожу только варианты с возможностью одновременно и обучиться и получить удовольствие. Вот варианты: Турция, Черногория, Хорватия, Италия, Канары (Тенерифе), Греция. Везде есть варианты обучения на родном для нас языке с получением международного сертификата. Стоимость от 1200 до 1700 евро за двухнедельное обучение в зависимости опять же от условий. Обращайтесь, расскажем, поможем. Константин. http://el-mar.ru

Соседи по стоянке в Дирсеке

Привет, Костя! рад тебя видеть, хоть и на просторах интернета! Прочитал, хороший отчет, спасибо! мой пока в процессе.... Жаль, что ты пропустил мои экстремальные тренировки по швартовке :)

Re: Соседи по стоянке в Дирсеке

Коля, привет! Рад, что ты откликнулся - интернет уменьшает расстояния! Они были, но потом подумал, что не смогу описать их достаточно полно и снес :) Там нужен взгляд с твоей стороны, швартовка в роторе до 15 узлов - занятие то еще.

Это было супер!

Уверен, что мы не раз еще совместно повторим подобные приключения:) В момент нашего путешествия мне казалось, что экстрима маловато. Но позже пришло осознание, что его было вполне достаточно, но благодаря разумности капитана, который в отличие от остальных, несет полную ответственность за яхту и экипаж, причем, не только перед земным судом - реальные риски были сведены к минимуму. Мне, начинающему шкиперу, многие вещи казались перестраховкой, и порой решения, принимаемые капитаном, казались не идеальными. Но, как показали события произошедшие с яхтой Тимофеича, море - это стихия, которая не допускает бравады и лихачества. Мне наяву удалось прочувствовать правильность штурманского выражения: "Всегда считай, что опасность ближе, чем она есть на самом деле". Очень впечатлила история ребят, которых мы повстречали на Датче. Они втроем, причем капитан только в апреле получил права, а двое остальных (спортивный Юра ..по моему..и его хрупкая спутница) впервые вышли в море на яхте. В первый день их похода, только отошли от Мармариса, решили покупаться на ходу. В принципе, процедура безопасная, при учете: волнения, скорости движения под парусами, скорости порывов ветра за последние пол часа, направления ветра, длины швартовых выброшенных за борт, возможности яхты и экипажа быстро привестись и исполнить стандартный элемент "человек за бортом"... В общем ребята решили искупаться, и сначала Юра со спутницей поныряли на кормовых, ну а потом и сам капитан решил охладиться. Поставив яхту на автопилот под парусами, он спокойно дал инструктаж Юре (первый день на яхте): "ничего не трогай - все настроено", и спокойно окунулся в Эгейское море, примерно в девяти милях от ближайшего берега. Все бы хорошо, только петля на кормовом конце была великовата для него и он спокойно оттуда выскользнул. А теперь представьте себя за кормой яхты, идущей: не быстро, под парусами, всего 1,5 - 2 узла....на автопилоте, а на борту два человека, которые впервые на борту. Страшно? Мне, когда ребята это рассказывали, было жутковато. У Тимофеича, слышавшего этот рассказ, который Атлантику пересек, легальных слов не осталось для выражения эмоций в тот момент. Мы, когда отрабатывали маневр "человек за бортом", теряли нашего "утопленника" из виду через 100 метров, при слабом волнении моря.... В итоге, все закончилось благополучно, капитан смог докричаться из воды что-то про красную кнопку, Юра, нажимавший все красные кнопки подряд, смог отключить автопилот, развернуть яхту и достать одинокого дрейфующего капитана на борт. Везение? Да! А в целом, еще раз убедился, что каждый может найти в море столько экстрима, сколько хочет. И каждый найдет в море столько спокойствия и наслаждения, сколько хочет! Всем удачи, и безопасных путешествий. P.S. Семь футов!.....хотя нам и одного хватит, лишь бы всегда был, так ведь Костя?

Про людей соскочивших с

Про людей соскочивших с веревки это не про нас :)... я первым делом всех научил узел линьча вязать.

Узлом линча - сурово... Зато

Узлом линча - сурово... Зато точно не сорвется :)

Re:Это было супер!

>>P.S. Семь футов!.....хотя нам и одного хватит, лишь бы всегда был, так ведь Костя? Согласен :) Кстати, мы с тобой наблюдали там еще одну иллюстрация к правилам "sea survival" - "прежде, чем залезть в узость, подумай, как будешь из нее вылазить если что ..." :) Всегда рад твоей компании.

Стоянка в Дирсеке

Привет, земляки. нас разделяют тысячи километров, но там во время шторма, навала, ужина за столом мы были по-настоящему "свои". Сразу хочу сказать огромное спасибо Светлане за оладушки, что она сделала моему сыну. Спасибо, Светлана они вернули аппетит ребенку.

Стоянка в Дирсеке

Для читателей скажу в какую погоду, в какой ветер Константин ночью крутился на якоре. Мы стояли у причала утром у нас развернуло ветром плохо закрученный стаксель и мы побегов по палубе с фонариками уже не ложились, а рядом стоял катамаран с немцами, которые не убрали посуду со стола, так вот ветер был такой, что по-очереди все стаканы сдуло со стола. Сидим мы, рассвет встречаем бах один стакан сдуло, бах другой, а Костя при этом ветре на воде в бухте крутился.

Re: Стоянка в Дирсеке

Юра, привет! В море, видимо, место в пространстве значимость теряет, длительность знакомства тоже. Некая общность душ приобретает вес. Чета как-та пафосно получилось, но суть от этого не меняется:) Ночью больше всего выхватил Саня наверное. Я его сменил на вахте в 4 утра, буквально через полчаса оторвало оттяжку. Выползает обратно, бурчит что-то вроде "... оставишь б... капитана н... без присмотра на 5 минут н... тут же что-нибудь поломает б...." :) Собрали веревку, спустился в каюту, еще через полчаса срывает якорь, выползает обратно, - сразу на брашпиль. Потом тузик начал на веревке бочки крутить, у Саньки опыт постройки катера, соответственно, с двигателем в основном тоже он в основном возился. Хорошо, что горючее у него было, подзаправлялся время от времени :)

Стоянка в Дирсеке

В общем вывод такой - при виде русского флага на другом судне пользуйся 16 каналом. Будет легче жить -) Из твоего повествования у меня сложилось впечатление, что следующую ночь вы провели спокойно, а именно следующая ночь и была штормовой. Как мне показалось именно стоянка в Дирсеке в первую ночь для Вас оказалась наиболее тяжелой.

Re: Стоянка в Дирсеке

Ночь в Дирсеке - да, была самая тяжелая. День самый напряженный следующий: Дирсек-Бозбурун-Соют. Самым штормовым было утро и день в Дирсеке. Потом шторм пошел на убыль, собственно поэтому мы и вышли все. Бенчик открыт с юго-запада, труба как раз по ветру, наверное поэтому вас и колбасило. Флаг у вас приметный, видно издалека - русские моряки стоят :) Точно еще встретимся.

Стоянка в Дирсеке

Вот оно как, а для меня это были абсолютно спокойные и ночь и день. Действительно меньше мили расстояние нас разделяло, а разница от спокойной стоянки, до аврала по поводу летающего тузика с мотором. Ну а колбасило, это мягко сказано, испытывало. Не стесняясь скажу, было страшно ночью. Я первый был на вахте и не понятно было, сорвет с якоря или нет.

"Горючее" к утру кончилось :(

"Горючее" к утру кончилось :( Это был основной повод перебазироваться поближе к кафешке :)

Приветик, Юра! Очень рада,

Приветик, Юра! Очень рада, что ребятишки начали кушать.., для меня это было несложно. Юра, Вы отец настоящий..:). Было приятно с вами со всеми познакомиться и скоротать время шторма. Как Вы дошли до Бенчика?, море было неспокойное. Мы вышли позже, но волны были еще большие..., мне поначалу было страшно, но видя уверенные и слаженные действия наших мужчин (настоящей команды), стало спокойней. Очень жаль, что Вас немного подкачала погода. Но следующий раз все будет лучше..:)

вы вышли сразу за нами, мы

вы вышли сразу за нами, мы вас видели. Дошли мы весело, ветер волны, всем понравилось, страшно небыло, а вот ночью уже было страшно. надувная лодка с мотором летала как воздушный змей, лодка наша без парусов наклонялась до 35-45 градусов, все сразу просыпались и вылезали с вопросом что там, ответ был - не вижу, так как видно небо ничего, кранцы не вниз висели, а ветром их вверх подняло и они на верёвках держались, а так бы улетели. Стоя на якорной вахте приходилось держаться руками и приседать что бs не сдуло с палубы. Две яхты сорвало с якорей, всю ночь бедняги крутились на моторе, одна перед нами.

Очень подробный отчет. Все

Очень подробный отчет. Все четко и практично, без лишних эмоций) но при этом у меня создалось ощущение, что в вашей команде был еще один член экипажа.... И это я))) думаю все дело в фотографиях- ярких и очень живописных!! Так что спасибо Вам за путешествие) А теперь к делу.... Путь яхтсмена начинать нужно на нашем красноярском море или можно сразу покорять моря заграничные??? Пустят ли меня, абсолютного новичка, на яхту в Средиземном море? Или необходимо ехать уже с сертификатом? Спасибо за ответ)

Re: Очень подробный отчет. Все

Тамара, спасибо! От профессионала особенно приятно :) Добро пожаловать на борт! :) По вопросам: 1. Начинать можно с того моря, к которому привела дорога. Меня она привела на Средиземку, я начал там и считаю это одним из лучших вариантов. Красноярское море тоже вариант, все зависит от того, чего ты ищешь. 2. Да, конечно. Для первого знакомства можно либо присоединиться к экипажу, который планирует чартер (аренду яхты), либо поучаствовать в бизнес или фан регате, их с мая по октябрь масса по всему миру на выбор, либо сходить в круиз (по заранее известному маршруту на яхте с капитаном). Или можно просто арендовать яхту с капитаном и время от времени просить порулить :) В Хорватии, кстати, забавную картинку наблюдали, туристы на яхте, все в капитанских фуражках и наемный капитан - без головного убора :)

Еще один способ

Я бы добавил еще один способ начать - записаться в парусную школу. Основное преимущество - не нужно набирать свою команду, можно заплатить за одно (или сколько нужно) койко-место. Кроме того, инструктор подробно объясняет, что и как. У наемного капитана зачастую нет желания, навыков или талантов это делать. И как бонус, за две-три недели можно получить свой сертификат, с которым уже можно брать яхту самостоятельно. Сам так начинал и рекомендую этот способ.

Приветствую с белой завистью!

Константин, привет! Радостно завидую вашему путешествию, а по фото и комментариям вообще будто побывал в знакомых местах. Тоже планировал чартер на октябрь, но не вышло. Теперь надеюсь и делаю всё для того, чтобы поехать в мае, подговариваю друзей чтобы сформировать экипаж. Агентство "ЭльМар" это твой бизнес? Молодца!

Re: Приветствую с белой завистью!

Макс, привет!

Спасибо тебе! Прямо сейчас есть для тебя предложение.

На майские я тоже планирую походить, видимо Чайку Марти, возможно, будет еще что-то.

В любом случае, созвонимся, обсудим.

пару вопросов!

1 что за охлаждающая жидкость в двигателе двигатель охлаждается забортной водой и контур не замкнутый я всегда так думал или я ошибаюсь бачек с жидкостью может быть расширительным для сброса давления в системе охлаждения..
2 почему вы не летели сразу в Даламан? рассматривали ли вы вариант лететь до турции а потом местными авиалиниями до Даламана от туда трансфер ...
3 расскажите по подробнее как вы пришли в грецию делали ли вы чекаут из турции если нет то как к этому отнеслись местные власти

Re: пару вопросов!

Привет коллеге с европейского севера ! 1.Насколько я знаю, в современных типовых яхтах используется двухконтурная система охлаждения. Внутрениий замкрутый контур с антифризом охлаждает двигатель, а радиатор этого контура охлаждается забортной водой. 2.Из Красноярска в Даламан нет чартеров, а регулярными рейсами это две пересадки, в Москве и Стамбуле с соответствующей стоимостью. Зимой так и придется в виду отсутствия других вариантов. 3. В Грецию мы зашли перед штормом, пользуясь правом мирного прохода. Чекаут не делали, с местными властями проблем не возникло, объяснение их устроило. Нужно иметь в виду, что Сими - греческий остров, расположенный в окружении турецких берегов, такие заходы там практически норма. Вероятно, в более греческих территориях отношение другое. Спасибо за приглашение.

Добавить отзыв