Курс ЦБ:
USD 66.24
BYN 31.23
HKD 8.48
EUR 75.71
HRK 10.25
TRY 12.53
г. Красноярск ул. Молокова 64

Записки яхтсмена. Яхтмастер костал в Ирландии.

Автор: Николай Павлов

 

История этого похода началась примерно год назад, с просмотра небольшого видео,  снятого на ночном яхтенном параде на день Святого Патрика. В целом, конечно, ничего особенного, иллюминации и у нас более чем достаточно, особенно по праздникам. Но было в этом всем что-то цепляющее…

- Джеймс, очень красиво. Я бы хотел поучаствовать в следующем параде.

- Приезжай.

- Ок, если ты запланируешь на это время курсы «яхт мастер костал».

- Считай что сделано, Ник.

- Договорились.

Джеймс это инструктор и владелец школы «SovereignSailing». За год до этого разговора я получал там дейшкиперский сертификат.

Изначально, я планировал ехать один, но со временем план успел обрасти и новыми участниками и подробностями. В итоге едет полная группа 5 человек, двое, Гена и Сергей, на DS (дей шкипер) и трое, Миша, Костя и я, на YMC (яхт мастер костал). В рамках поездки мы:

  • Проходим основной практический курс. 5 дней.
  • Участвуем в том самом параде.
  • Берем лодку на три дня для набора миль в приливных водах.
  • Проходим курсы первой помощи.
  • Сдаем экзамен на YMC.

На всё десять дней. Договорились, что на «набор миль» мы можем сорваться в любой удобный для нас момент, ориентируясь исключительно на погоду.

День 0.

 Перелет в Дублин с пересадкой в Париже. При переходе из терминала в терминал французы изъяли у нас весь дьютифришный алкоголь:

- В Ирландии своего виски достаточно, это вам не понадобится.

Переезд из Дублина в Кинсейл на арендованной машине, около трехсот километров левостороннего движения.

- Куда блин, не туда блин. «ToDublin»это обратно, а нам туда блин… - типичный диспут при проезде очередного «круга».

Около 20-00 паркуемся во внутреннем дворе отеля «Трайдент». Здесь офис «SovereignSailing»и вход в Традент Марину, базовую яхтенную стоянку школы. Приехали.

- Джеймс, ты видел прогноз на завтра?

- Да, отличная погода! Освоимся с лодкой, потренируем маневры, швартовки. Начнем в 8-30.

Заселились на яхту. Beneteau Oceanis 411 Celebration (2004). Celebration это не название, а вариант планировки с большой носовой каютой и гальюном в форпике. Лодка, что очень кстати, оборудована WEBASTO. Карт плоттер в рубке, над штурманским столом. Грот со сквозными латами, но без лейзиджека/бэга.

Ирландия нас встретила дождем со снегом и порывистым ветром до 35 узлов. Завтра будет примерно то же самое.Galewarning.

День 1.

Перед выходом Джеймс выдал основную вводную на весь курс:

- Ребята, у вас у всех разный уровень подготовки, разные отношение между собой итд, давайте договоримся сразу, в каждый отдельный момент на лодке будет назначен шкипер, все остальные исполняют его команды. Все свои советы и замечания держим при себе, даже если вы считаете, что вы можете выполнить задачу лучше. Шкипер несет ответственность за яхту и за экипаж. В случае, если рулевым назначен кто-то другой они разделяют ответственность со шкипером, рулевой может давать замечания, по ситуации, ориентируясь на глубину, курс, ветер итд. Моя задача следить, что бы ситуация не вышла из-под контроля, вмешиваясь как можно реже.

Да, заткнутся и промолчать – иногда это самое трудное.

Осваиваемся с лодкой. Гена и Сергей покрутили восьмерки вокруг буев. Затем Джеймс поставил за руль меня, указал на пирс соседней марины, Castleparkmarina.

- Выбирай каким бортом, и швартуйся.

- Прям так сразу?

- Ну, а что такого может случиться?

Действительно, что может случиться? Ветер навальный на пирс около 25 узлов, периодически выстреливает порывами 35 – 37, палуба и пирс мокрые от дождя и присыпаны хлопьями снега.

Подошел, ошвартовался, отошел, будем считать, что освоился.

Дальше задача усложнилась, нужно встать у того же пирса но в зону ограниченную с одной стороны таможенным катером и буйком муринга с другой. Попробовали, сразу не получилось. Джеймс показал, как использовать «фейриглайдинг». Упираясь в результирующую течения и ветра,  яхта легко «скатывается» к нужному месту, скорость «скатывания» контролируется углом к пирсу, продольный снос – коротким увеличением оборотов двигателя. Отчаливали «упорным шпрингованием», упорно одерживая яхту кормовым шпрингом, отжимаем нос до тех пор, пока он не сделает «оверштаг», затем выбираем конец и offwego.

Потренировавшись, вернулись к «нашей» марине.  Швартуемся, так же лагом, на крайнее свободное место. Миша немного раньше времени отработал реверсом, когда еще половина корпуса лодки была за пределами пирса. Пропволком корму развернуло на пирс и яхта ощутимо ударилась об угол торца понтона. Ошвартовались. Перед нами стояла яхта школы «IrishOffshoreSailing». Как мы потом узнали – нашего экзаменатора. А что бы было, если бы Миша тормознул чуть позже?

На обед, теоретическая часть. Подготовка пилотажных планов и обсуждение плана нашего перехода. Джеймс раздал всем по заданию составления пилотажного плана, распределив между нами все окрестные гавани, и отъехал на закупку продуктов. Над Кинсейлом низкие тучи и свистящий ветер. С налетающими снежными зарядами видимость падает примерно до 500 метров…

После обеда немного поработали над постановкой в ячейку. Не самая простая тема с учетом течения и бокового ветра.

Судя по прогнозу, завтра с утра погода начнет проясняться. Вся хмарь уедет в сторону Биская, а ветер с северо-северо-восточного зайдет до северного и дальше, в течение пары дней, будет потихоньку смещаться к западному. Как раз удобно и выйти на юго-запад и вернуться через два дня.

Намеченмаршрут:

Kinsale – Bere Island (стоянкиLowrence cove marina илиCastltownBearHaven)

Bere Island – Baltimore/Glandore

Baltimore – Kinsale/Crosshaven

Для ценза к экзамену на YMCнекоторым необходимо набрать 200 приливных миль. Основную часть нужно будет сделать в рамках нашего «мини чартера». Задача в первый день, пользуясь удобным ветром, убежать как можно дальше и, по возможности, на обратном пути не заходя в Кинсейл уйти сразу в Корк-харбр. Джеймс может нас встретить в городке Кроссхейвен. Он даже выдал нам ключ от душевой в местной марине, правда, почему то от женской…

Шкиперство в рамках майл-билдинга разделили:

1й день – Костя

2й день – Миша

3й день - Я

Выход намечен на 7-00 утра.

День 2.

Вышли с опозданием, в 7-10. Утром Гена был повышен до кока, но как это обычно бывает – дадут человеку немного власти, тут же перестанешь его узнавать. Поэтому, целых десять внеплановых минут, понижали его обратно.

Шторма на море уже нет, но ветер и волна еще очень приличные. Пока разбирались с веревками для парусов, пришлось несколько раз слазить на бак и к мачте. Укачало, помутило немного и отлегло. Все пристегнуты. Ветер в бакштаг, скорость яхты около 9ти узлов. До BereIsland около 75ти миль, точка принятия решения  - Fastnet Rock, если не успеваем засветло или что-то идет не так, у нас заготовлены пилотажные планы для GlandoreBaltimore-Crookhaven. Сначала шли под одним стакселем, потом добавили грот.

Пронеслись мимо Фастнета, похоже, что в графике. И ветер и мы потихоньку меняем направление на западное, на встречу друг другу. После мысаMizenHead(бизань башка?) уже мордотык. Скорость под парусами по ген курсу упала до 3х узлов. Последние пару часов моторим.

При заходе в БантриБэй встретили стаю дельфинов.

                Ошвартовались, засветло, в LowrenceCovemarina. 40 евро, включая, электричество и пять жетонов в душ. Душ,опять же, работает только женский. Девушка, администратор марины,говорила со скоростью пулемета, в ирландской манере, соединяя слова между собой. Из ее объяснений я понял, что в местной деревне есть паб и что-то будет в 20-30, то ли он откроется, толи закроется…

                К девяти, переодевшись в тельняшки, отправились смотреть, чем здесь ночь дышит. Ночь не дышала, в ближайшей к марине деревне полная тишина и темнота...

Возможно, нужно было дойти до местного рыбного порта Castltown,  попробовать закупить каких то море продуктов, но после длинного перехода ни сил, ни куража на это уже не хватило. Уж паб там точно должен работать.

Гена пробовал купаться, сказал, что в Белом Море вода теплее.

                За день пройдено 75 миль. Время в пути около 10ти часов, из них под мотором не больше двух.

                День 3.

                Вышли в 8-00. Немного пересмотрели план. Сегодня идем в Baltimore с заходом к скалам TheCowи TheBull. С учетом такого крюка, на день запланировано пройти 65 миль. До парнокопытных скал чистаялавировка, потом разворачиваемся и бакштаг – фордевинд практически до места назначения.

                До выхода из БантриБэй нас провожала вчерашняя дельфинья стая.

                У скалы имени быка самое сильное в Ирландии приливно-отливное течение. Сюда приходит разогнанная по всей Атлантике волна, которая разбивается дальше на две ветви, огибающие остров с запада и востока. Сегодня при не очень сильном западном ветре (около 20ти узлов) против отливного течения, здесь высокая, крутая, обрушающаяся волна. Держаться круто к ветру практически невозможно.Не доходя, примерно мили до этих скал, мы посчитали нашу миссию по отношению к ним выполненной, развернулись и побежали в сторону Фастнета.

Конец страданиям и лавированиям, и сразу наступает хорошая погода (с).

                На входе в Балтимор довольно заметный белый столб. Балтиморская сигнальная башня, более известная как жена Лота, ну или соляной столб. Впечатляющая штука. Построено англичанами в середине 19-го века в рамках программы навигационного благоустройства береговой линии. Кстати первая версия местных «адмиралтейских» карт, как впрочем и турецких, выполнена тем самым сэром Бофортом, примерно в тоже время. Некоторые из промеров глубин так с тех пор в картах и не обновлялись.

                Стояли на буйке, на западной стоянке. Несмотря на то, что  в некоторых источниках указано, что со стороны острова Шеркин (SherkinIsland) есть что-то вроде марины, на самом деле ее там нет. Есть причал для местного парома, есть пирсы для маленьких лодочек, а марины нет, на яхте не подойти.

                Вечером, когда в бухте разноцветными огнями расцвела навигационная обстановка, немного взгрустнулось. Как-то не правильно получилось с Фастнетом. Оба раза пронеслись мимо него галопом, а ведь место то культовое. Хотя бы поближе подойти, или даже круг почета. Однозначно, тема чартера в этих местах, по крайней мере, лично для меня, не раскрыта. Придется вернуться.

                За день пройдено 65 миль. Под мотором чуть больше часа.

                День 4.

                Впереди Кинсейл, а на дворе масленица. Гена напек блинов, опять повышен, поэтому вышли в 9-00.

                До места назначения 45 миль или 4 головы:ToeHead, GalleyHead, SevenHeads, OldHead. В головах маршрут гораздо короче. Еще две головы прошли вчера:SheepHead иMizenHead.

                Сначала, был полный штиль, потом, раздуло. Чистый фордевинд. Лодка серфит на попутной волне, которая, обгоняя яхту, с шипением выкатывается из-под форштевня. За кормой проливной дождь.

 Дождьдогнал нас уже на заходе в Кинсейл, облил и пронёсся мимо, оставив за собой радугу. Одна из ног радуги уперлась в кильватер,в нескольких метрах за кормой.

                За день пройдено 45 миль. Под мотором два - три часа.

                Чартер окончен. Итого, пройдено 185 миль. За три дня, с  учетом рулёжек в бухтах и маринах,не более шести моточасов.

                Завтра с 8-30 опять маневры, маневры,  теория и ночной переход в Корк-харбр.

                День 5.

                Утром, пополнив запасы воды и провизии, в море.

                До обеда маневры под парусом и тренировки в ловле выпавшего за борт(MOB) у входа в Кинейсл-харбр. На обед постановка на якорь и немного теории.

Кто то и ребят подготовил пэсдж-план на переход. Переход не длинный, около 15ти миль, но на пути есть пара подводных скал, обозначенных соответствующими марками, пара удобных и вход на фарватер, с которого начнется ночной «пилотаж». Ничего особо сложного в подготовке такого плана нет, но в учебно-практических целях занятие чрезвычайно полезное.

После недолгого перехода и до заката, опять ловляMOBа. Как только Джеймс решил, что уже достаточно стемнело, мы направились в Корк-харбр. Я за шкипера. На руле Миша.

Задача, пользуясь пилотажным планом, который я подготовил еще в первый учебный день доставить нас в город Кроссхейвен. Для этого нужно зайти в Корк-харбр, по основному фарватеру и, в нужный момент, повернув на юг уйти на узкую и извилистую дорожку до Кроссхейвена. На бумаге все выглядит очень просто. Находим красный огонь, который мигает один раз в 10 секунд, проходим мимо него, оставляя слева. Идем к следующему красному, который мигает раз в 5 секунд, оставляем слева и идем к 2.5 секундному. Не доходя  до него, когда два красных с другого фарватера сойдутся в транзите, поворачиваем налево, на курс такой то итд. Вся стратегия «пилотажа» в ориентации по красным литеральным буям. На  бумаге все легко и логично, практике все далеко не так просто…

Пройдя первый 10ти секундный, я тут же нашей следующий 5ти секундный и пошел было  на него, но Джеймс деликатно намекнул, показав на карту, что это не наш буй, наш гораздо ближе, зараза, спрятался за стакселем.

Пришло время поворачивать в Кроссхейвен. Убрали паруса, завели двигатель. Идем на минимальной скорости.

Дальше все стало еще интереснее. Красные огни буев, как оказалось, не так-то просто выделить на фоне городской иллюминации. Пока мы приближаемся к очередной реперной точке, пытаюсь найти следующую.

- Ник, покажи на плане, что ты хочешь найти? – Поинтересовался Джеймс.

- Вот этот, красный.

- Ты его видишь?

- Я нет, а ты?

- Я, честно говоря, тоже нет. В таких случаях нужно действовать от обратного. Если ты не можешь найти то, что ты запланировал. Спроси себя «Что я вижу?», и попробуй найти это на своем плане. Что ты видишь?

- Вон зеленый огонь, выглядит как будто он на скале, а мигает как один и «зеленых» на плане, мы можем повернуть около него, оставив его справа.

- Так это наш или не нет?

- Будем считать, что наш. Миша держи на тот зеленый.

Все буи ночью ведут себя очень странно. Сначала делают вид, что до них еще далеко, потом, вдруг, срываясь с места, проносятся вдоль борта.

Прошли очередной зеленый. Следующие два вертикальных зеленых на пирсе, еще несколько секунд назад казавшиеся очень далеко срываются с места и летят на нас.

- Миша, бери левее, и идем к следующему зеленому.

У меня в голове «красная» стратегия уже заменилась «зеленой», что заставило Джеймса немного вмешаться в рулежку. Дело в том, что в этом месте фарватер делает небольшую «зю» и если двигаться, как я планировал изначально, по «красной» стратегии, то все проходится нормально, а если по «зеленой», то есть напрямую от одного зеленого к другому, сядем на мель. Этот локальный нюанс, наверняка известный здесь каждому школьнику, не был отражен в моем плане, так как я изначально планировал идти сильно левее, а должен был!

Заход в обычной манере Джейсмовой манере был выполнен по «бразильской системе».Он прекрасно видел все недостатки моего «пилотажного плана», но не стал вносить по нему никаких предварительный предложений и корректив.

- Не расстраивайся, Ник, 90% студентов, с которые заходят сюда впервые и ночью делают те же ошибки. Корк – харбр не самое простое место для ночного пилотажа, так что не не так уж и плохо, особенно для первого раза. В дальнейшем старайся вносить в план как можно больше деталей, ориентиры, транзиты, пеленги, мели итп, никогда не знаешь, что из этого тебе может понадобиться. Кстати, найди время довести до ума свой план, экзаменатор может попросить его посмотреть.

 

Сегодня впервые, за время поездки, добрались до паба и то не все. Джеймс уяснил сакральный смысл фразы «Вулд ю лайк ту дринк э кап оф ти…»

Корк-харбр вторая в мире по величине естественная гавань. Первая не в Дилижане и не в Сан-Франциско, а в Сиднее.

День 6.

Утром немного теории, потом швартовки лагом в марине, потом, если будет ветер, ходим туда обратно под парусом вдоль основного фарватераКорк-харбр и идем на ланч в Ойстерхевен. По темноте выходим из Ойстерхевена и возвращаемся в Кинсейл.

                Ойстерхевен – небольшая бухта примерно в пяти милях от входа в гавань Кинсейла. Вход в нее немного прикрыт с моря скалой Большой Соверен. Сразу после заходас северной стороны подводная скала «харбр рок», глубина по карте 0.8м. С южной стороны гостевые буйки. Навигационных марок и огней – нет.

За завтраком решаем задачи на «естиметедпозишнEP» с учетом течений.Курс практический, соответственно и теория у нас с уклоном в практическое применение. В рамках курса в основном рассматривали:

  • Работа с картой, прокладка, курс для рулевого  и «пасдж план».
  • Пилотажный план, лоции, альманахи.
  • Судовой журнал.
  • Много различных расчетов, связанных с приливами и отливами во вторичных портах. Со скольких до скольких мы сможем пройти в этом месте? Как долго мы можем оставаться тут на якоре, если эхолот показывает 1.5 метра под килем?
  • Работа с прогнозами погоды.
  • EP с учетом течений.
  • МПСС

Глубокая теория с пояснениями о том, что такое широта и долгота, и кто такой Меркатор, это другие курсы.

- Костя, выбирай каким бортом, и швартуйся.

- Подходим правым бортом.

Пытаемся зайти по течению, да еще и пропволк отбрасывает корму в лево.

- Ты принял во внимание ветер, течение, пропволк?

- Да, все это говорит о том, что в данном случае я должен подойти наоборот, но я хочу попробовать.

- Давай, пробуй.

Подходим к пирсу, Костя пытается отморозиться «тычками». Корма, подхваченная пропволком и течением, тут же отжимается от причала и лодка, развернувшись на 90 градусов, носом к пирсу, начинает медленно дрейфовать по течению. В целом все понятно, зайти по правилам совсем не сложно, но хотелось попробовать. Решили, что уж если в данной ситуации нужно заходить правым бортом, это нужно делать на заднем ходу. Костя попробовал – получилось. Следующий на очереди Гена. Поддавшись влиянию, Гена тоже продует зайти на швартовку задом, с какого-то раза получилось, но, в целом, очевидно, что это просто потеря времени.

Переходом из Корка в Ойстерхевен шкиперил Гена, пилотажем Сергей. Здесь главное не налететь на «харбр рок», при этом, единственное, на что можно ориентироваться, из традиционной навигации, это пеленг на скалу Большой Соверен. Пеленг должен держаться на таких-то значениях, и не может превышать какой-то определенной величины. Главное, это заранее понять, что командовать рулевому, если пеленг поползет вверх и что, если вниз.

Зашли, потренировались в ловле буйков и, до сумерек, засели за различные вычисления во вторичных портах.

                По темноте выходим. Выходом руководит Костя. Выход по пеленгу на, все тот же, Большой Соверен до тех пор, пока с юга не откроется Булманс Буй, южная кардинальная марка, отмечающая скалу у входа в Кинсейл. Заходом в Кинсей руководит Миша. На руле Сергей.

                Штиль. Небо, звезды, вдалеке маяк Олд Хэд. Красота. Что – бы никто не расслаблялся, Джеймс выдает очередной квест. На карте ставится точка и я должен привести лодку в это месте без использования GPS.

                Посмотрел карту. Так или иначе, нужно определить две заметные линии, пересечение которых и будет нужной нам точкой. Первая линия нашлась очень легко, это граница между белым и красным секторами входного маяка Кинсейл-харбр. Вторая, ну пусть, будет пеленг на Булманс Буй. Стратегия такая: как только дошли до Булманса становимся на курс такой то и держим этот курс, пока белый сектор маяка не сменится красным. В этот момент поворачиваем на маяк и держась на красно – белой разделительной линии ждем пока пеленг на Булманс не достигнет нужных цифр. Стратегия была верной, исполнение не очень. Пока я, привыкая к темноте, вглядывался в ручной компас, мы промахнулись на несколько десятков метров. Результат оценивали по GPS.

                - Это стандартное экзаменационное задание. Экзаменатор поставит точку на карте, это не будет случайной точкой. К каждой можно будет найти какой-то транзит или границу между секторами маяка или что-то в этом роде.

                Сергей и Миша привели нас в Трайдент Марину. Основная задача ночного пилотажа в Кинсейл это определить момент, когда перестаем идти ориентируясь на входной маяк, стоящий на крыше Чарльз Форта и переключаемся на литеральные буи. Опять нюансы, вертикальные огни на пирсах находятся в зоне ведения владельцев марин и, собственно, гореть совершенно не обязаны. Включили, будут гореть, не включили, не будут. Остальные огни, по мнению Джеймса, должны гореть всегда. На этот раз становимся не в ячейку, а лагом. Отбой.

                День 7.

                Сегодня основные празднества по случаю дня Святого Патрика. В Ирландии значимость прадника сопоставима с нашим Новы Годом. Все местные уже с утра зелено – синие, ау нас, опять маневры в окрестностях Кинсейла. Вечером готовим лодку к ночному параду.

                Джеймс, в качестве эксперимента, предложил мне попробовать отчалить под парусом. Я огляделся. Мы ошвартованы лагом. Впереди нас еще одна яхта. Ветер отжимной.

                - Ок, я думаю у меня получится.

                - Какой план?

                - Раскручиваем стаксель, отдаем носовой и разворачиваемся, одерживаясь на кормовом. Как только достаточно отожмем нос, сбросим кормовой и привет.

                - Есть другой вариант, развернуть для начала яхту на 180, тогда нам ничего не будет мешать двигаться вперед. Но этот вариант требует гораздо большей подготовительной работы.

                - Да Джеймс, мой вариант мне тоже больше нравиться.

                Отошли.Переходим к тренировкам по ловле буев под парусом. Основное отличие от ловли MOBа в том, что в процесс добавляется еще один усложняющий фактор, течение.Потом опять MOBы.

                Под мотором, с упавшим за борт, все достаточно просто, в том смысле, что сам маневр в процессе движения к результату прощает и дает легко исправить некоторые ошибки и неточности:

  • Делаем «краш – так», аварийный оверштаг, поворачивая до галфвинда противоположного галса. В этот момент заводим двигатель, можно даже сразу отработать реверсом.
  • Скручиваем стаксель
  • Проходим мимо пострадавшего и если вышли от него с наветра, если уже готовы вытаскивать, то можно тут же и поднять.
  • Если нет, должны сбросить емуMOBgear и идти на 2й заход.
  • Опять оверштаг до галфвинда противоположного галса. Грот обезветрен. Заходим опять с наветра, оттормаживаемся до полной остановки.
  • Поднимать где то в районе кокпита, не с носа. Как только подошли достаточно близко и есть «контакт» - двигатель глушить.
  • Основная непростительная ошибка – это переехать MOBa.

Под парусом нужно действовать более аккуратно:

  • Аварийный оверштаг. Поворачиваем до галфвинда противоположного галса.
  • Скручиваем стаксель
  • Проходим мимо пострадавшего. Сбрасываем MOBgear, идем на 2й заход.
  • Отойдя на достаточное расстояние, т.е. на дистанцию которое позволит нам контролируемо замедлиться до полной остановкив точке встречи. Оверштаг  до галфвинда. Гик полностью отпущен.
  • Заходим опять с наветра, в гафвинд, удерживая MOBа в треугольнике мачта – гик – оттяжка.
  • В процессе возврата к пострадавшему делаем что-то вроде «запятой» - резко уваливаемся и через несколько секунд приводимся, возвращая MOBaв треугольник. Таким образом, если сделать все правильно, грот будет полностью обезветрен, яхта потеряет скорость, на точку встречи выйдем практически в «бейдевинд» немного выше по ветру. В последний момент кажется, что яхта уходит от MOBа на ветер, главное не поддаться соблазну и не увалиться, тогда точно все пропало – проедешь мимо постепенно ускоряясь…

В роли выпавшего за борт, традиционно, кранец с привязанной к нему бухтой не тонущего троса.

Перерыв на теорию и обед на якоре около местечка Сендиков. Там же, не снимаясь с якоря, тренировались в постановке и отдачи рифов. Для придания правдоподобности в этот момент раздуло, за 30 узлов. Якорь пополз и мы, закончив упражнения, пошли готовиться к параду.

Город уже гудит. На набережной народные гуляния.

Джеймс притащил несколько елочных гирлянд и инверторы.

В 19-00 вышли, крутимся под стенами Чарльз Форта, ждем. На время парада к нам присоединился отец Джеймса, тоже яхтсмен. В параде принимает участие около 10 судов. Траулер, моторные и парусные яхты, пара лодок какой-то гоночной «формулы». В основном все украшены гирляндами, существует даже специальный приз, за лучшее оформление. Наличие «мощных» потребителей электричества на борту вынуждает постоянно поддерживать обороты двигателя. На холостыхне получится, сразусносит. На малых оборотах «уперевшись» в снос тоже не получается, гирлянды начинают мигать и гаснуть.Все крутятся на пятачке в 3 квадратных кабельтовых, создавая броуновское движение.

По рации сказали, что парад открыт. Выстраиваемся за лидером и, по фарватеру, проходим мимо городской пристани, там культурная программа: прожектора, салют, зрители. Зрители, кстати, заполнили всю пристань и уличные столики ресторанов на набережной.

Сначала небольшая заминка, так как никто не был в курсе – кто лидер. Потом как-то сорганизовались и упорядочились. Идем чинно, строем. Я на руле. Парни вдруг грянули «Последний парад».

В конце такая же сутолока, как и в начале, только на глазах у зрителей. Крутимся, ждем, пока пройдут все участники.

Швартоваться кормой в ячейку в 50ти метрах от городского причала. Вот будет номер, если я на глазах у всей этой толпы облажаюсь со швартовкой. Прицелился, зашел. Порядок. Можно и остаграммиться.

Мы были первой яхтой под российским флагом принявшей участие в этом параде, пустячок, а приятно.

Вечер закончился в пабе, с несколькими пинтами Мерфиса под аккомпанемент фолькгруппы. ЧемМерфис отличается от Гинесса? Тем, что Мерфис это Корк, а Гинесс это не Корк.

 

                День 8.

                Заключительный день практики. Сегодня в Ирландии выходной, поэтому начали на час позже обычного, в 9-30.

                Опять задания по маневрам. В качестве «площадки» опять Castleparkmarina.Мне выпало заходить в марину с «южного» входа и швартоваться в одну из самых дальних ячеек слева от входа. На мой выбор носом или кормой. Решил зайти задом. Марина обычных размеров, не узкая не широкая. Плюс в том, что в отличии от средиземноморских она не перетянута мурнг - лайнами, но на течении постоянно куда то сносит.  А сейчас и ветер, и течение работают в одну сторону. Несколько неудачных попыток зайти, развернувшись уже в марине. Лодка не успевает достаточно разогнаться, что бы погасить пропволк, а с ним невозможно повернуть корму вправо. В марине сразу становится как то тесно. Тычками тоже не получается, во всяком случае для конкретно этого сочетания лодка-ветер-течение, не хватает инерции что бы побороть отлив. В одну из попыток Гена успел сойти с носовым на пирс, но, все равно, пришлось уйти на следующий заход. Пробуем другой вариант. Развернуться кормой еще до захода в марину, разогнаться и заходить уже полностью погасив пропволк. На самом деле, ключ в скорости. Нужно достаточно разогнаться и дальше уже до остановки стараться поддерживать достаточную для управляемости и противодействию сносу скорость. Если перетормозишь раньше времени, с забросом кормы и сносом одновременно,в узком пространстве справиться будет крайне проблематично.  Можно начинать все с начала. Для того, что бы лишить меня «эффекта соломинки» Джеймс отправил Сергея делать чай/кофе, а сам ушел заменить Гену на баке.

                Как то влетел на запланированное место. Причал и другие яхты не пострадали. Кофе был очень кстати.

 

                Дальше, тот же маневр делать Косте, только ячейка не крайняя а посередине. Те же пара попыток развернуться уже в марине и так же безрезультатно. У Кости гораздо больше опыта по рулежке в узкостях, в том числе и на аварийном румпеле. Казалось бы, он все делал четче чем я, но скорости все равно не хватало. Издалека, загодя погасив пропволк – все получается нормально.

                У Джеймса спокойно получалось, для примера, встать «с разворотом» в «мою» ячейку, но такие броски могут довести до инфаркта некоторых средиземноморских маринео, это мягко говоря, небыло «niceandslowly».

                Остальные швартовались ко внешнему пирсу в самой северной части марины, там где места только-только на две лодки, при этом одно место уже занято. Получалось очень даже неплохо, наш якорь плавно останавливался в паре десятков сантиметров от кормы «соседа». Отходить «шпрингованием», никаких выпрыгиваний – запрыгиваний и отталкиваний  руками – ногами от пирса.

                Дальше опять MOBы.

На обед краткий экскурс в дебри дизеля и очередной анализ метеокарт. Дело в том, что в ближайшей перспективе маячит очередной шторм. То он планирует быть послезавтра, то позже. У нас пока есть поле для маневра. Экзамен все еще можно передвинуть на завтра, поменяв местами с курсами первой помощи, а завтра как раз полный штиль.

Вечером опять MOBы и лавировка на фарватере Кинсейл-харбора прерываемая MOBами. В сумерках развороты на 360 в марине кинселского яхт-клуба, швартовались опять в темноте.

Учеба закончена. Сергей и Гена теперь дей-шкиперы. Парни реально много работали на этой неделе, практическая часть между DSи YMC отличалась не сильно, теоритическая не отличалась вообще. Джеймс деликатно попросил их поассистировать нам на экзамене, ребята радостно согласились. Еще Джемс предложил провести пару теоритических занятий завтра и послезавтра перед экзаменом, так как в рамках практики на теорию времени нехватало.

                День 9.

                Курсы первой помощи и экзамен будет вести один и тот же человек. Ронан. Молодой парен, около 30ти лет, с очень богатой яхтенной историей. Раньше работал у Джеймса, сейчас у него своя школа в Дублине, «IrishOffshoreSailing». Поначалу немного трудно воспринимался его ирландский – английский, но в течении получаса получилось «настроиться на волну», и стало значительно проще.

                Курс, безусловно, «базисный» ни врачом, ни медбратом или медсестрой после него, конечно, не стать. Однако, при этом, он достаточно насыщен. Были и практика искусственного дыхания с манекеном и полевой дефибриллятор, перевязки итд. Теоретические аспекты, в основном, сводятся к алгоритмизации действий и классификации травм. Посмотрели на убедительные графики по статистике выживания после падения за борт, в случаях со спас жилетами и без них.

                После обеда опять прошлись по теории, заодно Джеймс рассказал нам о среднестатистическом плане на экзамен:

                - Сначала маневры в маринах, ловля буйков и MOBовитд, потом переход в Ойстерхевен, там обед, и по темноте обратно.

                - А что будет обед? А какой виски Ронан любит на обед?

                - А зачем вам?

                - Ну так, просто, интересно…

                - Кстати, всегда положительно оценивается наиболее простые решения. Если вы ловите буи или MOBа, и отдельно не сказано про паруса, делайте это под мотором. Если нужно выйти на какую-то точку или что-то в этом роде, если можно, используйте GPS. Да и Ронан сказал, что вас трех будет вполне достаточно, помощь остальных не потребуется.

                День 10

                Экзамен начнется в 12-00 и продлиться до 2х ночи. Утром опять порешали какие-то задачи по приливам-отливам.

                За полчаса до начала экзамена я сходил в офис школы и распечатал свежий прогноз. В левом верхнем углу красовалась надпись «Штормовое предупреждение, скоро, по всей ирландской береговой линии». Скоро, это значит в течение 6 – 12 часов. Замечательно. Начинался как раз тот циклон, который завалил снегом пол Европы и из-за которого, через день, отменили матч сборной России в Белфасте.

                Перед экзаменом все немного нервничают.

- Ребят, у вас гроши есть? Мне экзаменатору нужно подарок купить, циркуль или линейку какую (с).

                Пока мы заполняли и подписывали «апликейшн форм», Ронан начал с общей вводной на экзамен:

                - Ребята, у меня нет задачи кого-то завалить, задача, скорее, раскрыть и оценить ваши навыки. Я не буду давать каких-то сверх сложных заданий, ничего такого, что бы я сам не стал делать в данных условиях, но при принятии решений я буду следовать стандартам RYA для YMC, так что, если что без обид. Когда я даю какое-то задание, очень важно, что бы вы его поняли, можно сколько угодно раз переспрашивать, я могу нарисовать схему итп, главное что бы было понятно. В процессе выполнения – все разговоры только на английском, иначе я не смогу понять подсказываете вы друг другу или нет. Да, любой из вас может отказаться от выполнения какого либо задания, если сочтет его небезопасным, и это не будет означать автоматического провала экзамена.

                Начали с меня. Отходим и идем в Кастл Парк Марину.

- Ник, заходишь в Марину, в северный вход. Как зайдешь, я скажу что делать дальше.

- Носом, кормой?

- Носом.

                Я был уверен, что мы пришвартуемся где-то там внутри. Пространства для маневра в северной части немного меньше чем в южной. Отливное течение почти в самом разгаре. Зашли.

- А теперь разворачивайся на 180 и выходи обратно.

- Ок.

                Места, для моего уровня управления, реально мало. Пропволк левый, разворачиваться нужно по часовой стрелке. Значит носом в пролеты с «ячейками» не сунешься, тем более, пока думал, первый пролет уже проехали. Может ну его? Пусть сам, тут, разворачивается. Хотел было сказать что-то на эту тему, но получилось:

                - Миша на нос, Костя на корме, диктуйте дистанцию. – Сразу стало как то спокойнее.

Реверс, руль полностью вправо, форвард, опять реверс. Отлив помогает и затормозить, и быстрее развернуть нос.

                - Корма, полметра, меньше, очень близко.

Форвард.

                - Нос, два метра, метр…

Развернулись, вышли. Сам в шоке. Надо сказать, что сложность и нервность всех маневров я оцениваю исключительно с собственной точки зрения, основываясь на своем уровне и своем опыте, кому-то это все может показаться элементарным, надеюсь, что и мне со временем тоже, но пока, для меня, это не так.

- Коля, у меня один товарищспрашивал «ты когда в маринах рулишь, якорем за ванты не зацепляешься?», я все не мог понять как это. Теперь вот хочу у тебя это спросить…

Следующее задание.

- Ник рядом с той ячейкой где мы стояли, есть еще одна, в которой стоит одна из джеймсовыхгоночных «1720» («1720» – это что-то вроде Open800, кажется немного меньше) , швартуйся туда – кормой.

Подошел, покрутился рядом, проверил, как сносит течением. Сносит очень сильно. «1720» по сравнению с нашим Океанисом 411 выглядит лилипутом, если навалим или раздавим или покалечим. Ячейка на 2 полноразмерные яхты, «1720» занимает половину места, слева, выше по течению. Ладно бы стояла полноразмерная яхта – внутри не было бы болтанки. У нас 5 кранцев, 4 на правом борту – со стороны пирса, один на корме. У «1720» борт «голый». Костя на кормовом, Миша на носовом. Ронан только наблюдает, в качестве члена команды его привлекать нельзя. Одержаться – отжаться некому. На пирсе, со стороны кормы, зачем то стоит здоровенный рундук, ужасно мешает, как минимум сходу на причал.

Влетаю на довольно большой скорости, уперевшись бортовыми кранцами в «палец» ячейки. В нескольких метрах от пирса переключаюсь на «форвард». Яхта плавно тормозит, но видимо недостаточно быстро. Ощутимо влепились в пирс кормой, правда, через кранец, корпусом даже не коснулись. Ронан, спокойным голосом комментирует:

- Forward, Moreforward.

- Все ок Ронан, мы на месте, «1720» цел.

- Да, ок. Но я хочу посмотреть на это еще раз.

Второй раз влетели так же быстро, но гораздо мягче. Ронан постоянно что-то записывает.

При отходе тоже нюансы. Нос сразу захватывает течением и яхту начинает наваливать на «палец» ячейки.

Дальше Миша. Сначала нужно было пришвартоваться лагом. Миша попробовал зайти так, что бы пропволк помогал прижать корму, но по течению, не получилось. Подошел и аккуратно встал другим бортом, «фейри – глайдинг» работает.

Теперь нужно зайти в туже ячейку, куда заходил я, но носом. Это значит, что при торможении, пропволк – снесет корму в сторону гонщика. Любой просчет и наши 8 тонн проедут ему по носу. Погода опять портится, сквозит и дождь со снегом.

Миша довольно уверенно зашел «на посадку», мы с Костей спрыгнули, одерживая лодку от разворота. В последний момент лодка влетела свесом форштевня в предательский ящик, разбив ему крышку. Ронан спокойно сказал:

- Бум.

Дальше постановка на буй.

Теперь Костя. Отход под парусом от буя, лавировка мимо всего города вдоль узкой гавани. В конце, ближе к мелям Ронан выкинул «человека за бортом».Костя достаточно четко и быстро отработал маневр, под парусом.

Все остальные тоже по разу словили там MOBа, но под мотором.

Дальше Ронан выдал мне теоретическое задание по расчету того, в какое «окно» времени мы сможем зайтик соседнюю бухту, если хотим, что бы под килем оставалось не меньше метра. Руку в таких задачах мы уже набили, без проблем.

Опять постановка на буй, опять отход под парусом, под парусом из Кинсейл-харбр, MOBы. Обед на якоре в Сендиков. Ждем темноты.

Мне сделать прокладку и привести нас в Ойстерхевен, там выйти в указанную точку в середине бухты и «поставиться» на буй. Можно использовать GPS, но не забывать вести судовой журнал!

От Булманса до Большого Суверена под парусом. Дальше моторим. Заход узкий, берегов не видно, огней нет, небо затянуто тучами, справа от входа подводная скала. На руле Миша, я при входе в рубку с компасом и пилотажным планом, периодически бегаю вниз посмотреть на картплоттер и сделать отметку в журнале. Зашли. Взял руль, ищу «бочку». Не видно не зги. Один выплыл, тут же его охомутали, перерыв.

Обратно нас выводит Костя, с заходом в Кинсейл и швартовкой.

- Костя, какой план на выход?

- Держим курс на Большой Соверен, пеленг на него должен быть такой- то.

- А что ты будешь делать если его не будет видно?

- Буду держаться между берегами, пока не откроется маяк «олд – хед».

- Ок, маяк ты увидишь, но не сразу, тут он еще закрыт скалой, как ты поймешь, что ты между берегами если их не видно? Можно например вычислить какой сейчас прилив и держаться нужного контура глубины – подсказывает Ронан.

Глубина, пеленги, огни, маяки, каждый раз составляя пилотажный план нужно задавать себе вопрос «что если я этого не увижу?» и пытаться на него ответить.

                Ветер, тем временем, в закрытой бухте перевалил за 25 узлов. Пора бы и домой.

                На море уже разогнало приличную волну, хорошо, что попутную. Вернулись в Кинсейл. Когда швартовались, свистело уже от 30-ти и выше. Рулил Костя. На часах 02-00, все точно по плану.

                Дальше, Ронан пообщался со всеми по очереди по различным аспектам МПСС, взял небольшой тайм-аут и перешел к «дебрифингу». Меня вызвал первым. У экзаменатора на каждого из нас по листу А4 досье и еще один лист «общий».

                - Ник, при швартовке тебе нужно было сильнее дать газ, что бы затормозить.

                - Да, я знаю, но я боялся повредить «1720».

                - Да, это понятно, но все-таки в будущем тормози резче. Когда ты разворачивался в Кастл Парке, ты слишком часто переключался вперед – назад. Это тебя остановило, если бы ветер был как сейчас, у тебя могли бы быть серьезные проблемы. Ты должен был использовать все пространство по максимуму, что бы постоянно быть на ходу.

                - Но я же чисто развернулся, да и в такой ветер как сейчас я бы вообще никуда не пошел. – Слегка оправдываюсь.

                - Это тоже верно. Дальше, теория,ну тут я реально впечатлен, очень впечатлен.

                Понятно, что это больше похоже на то, как воспитатель хвалит детей в детском саду, но все равно приятно. Дальше опять как то не очень.

                - Когда мы заходили в Ойстерхевен, ты должен был встать за руль. Миша не знал твоего плана и каких-то нюансов и деталей захода. Но с другой стороны, ты постоянно все контролировал курс, глубину итд. В будущем вставай за руль в таких случаях. MOB, ты остановился? – Ронан вчитался в свои записи – Да, ты остановился.

                Секундная пауза.

                - Поздравляю Ник, ты показал вполне достойный уровень. Так, что ты теперь YachtmasterCoastal. Приезжай на следующий год, на следующий экзамен.

                Костя тоже сдал. Миша не сдал. Ронан сказал, что ему не хватило практики.

                Дальше был «общий дебрифинг».

- Ребята, когда вы выходили почему вы не использовали «шпрингование»? Вас  наваливало на пирс при выходе, нужно было сначала максимально отжать нос когда выходили передом или корму. MOB под парусом, зачем? Я понимаю, что Джеймс вас измотал этими маневрами, и вижу, что вы прекрасно это делаете. В реальной жизни нужно использовать наиболее простой и наиболее четкий способ, это очень важно. Если бы вы сдавали на Offshoreи первое, и второе было бы серьезными минусами. Ну и командная работа, тут наоборот, у вас отлично поставлена командная работа.

                То, что Миша, при постановке лагом, сначала зашел одним бортом, понял, что не получится и встал другим, тоже было отдельно отмечено как плюс. Ошибиться может каждый, не усердствовать в этом, а осознать и вовремя поменять планы, это очень важно.

                Ронан еще раз поздравил сдавших, сказал Мише, чтобы он не расстраивался, а готовился и приезжал пересдавать, попрощался и ушел.

                Экзамен проходил настолько плотно, что, как оказалось, ни у кого не нашлось минутки, что бы сделать хоть одну фотографию.

                Допили остатки виски и спать. Все очень устали, осталосьнемного времени на короткий сон и домой.

План выполнен. Нам очень повезло, с погодой, с ветром. Прогнозы, то будет холодно и сурово совершенно не оправдались.

 

Отзывы

М О Л О Д Е Ц !

М О Л О Д Е Ц !

Добавить отзыв