Автор: Николай Яблоков
Ничто не предвещало сюрпризов в этот размеренный сентябрьский понедельник в офисе. Но звонок Влады Калинниковой с информацией о возможном участии в морском походе, начинающемся шестого октября из Мармариса, резко поднял градус настроения.
Что я знал о яхтинге, лодках, мореплаваниях? Ровно ничего кроме картинок из Discovery Channel, обрывочных воспоминаний от подростковых романов и общего ощущения приключенческой ауры. В конечном счете, Влада, очень ответственный человек, пропасть мне не даст, да и не должно это быть загадочнее самостоятельного путешествия в снежные Альпы, которое я уже пережил в этом году.
На работе и в семье я на удивление легко получил недельную увольнительную, недолгие сборы и получение вводной информации в агентстве El Mar, и вот мы втроем в раннем самолете Аэрофлота в Москву. Кроме меня это прекрасное трио состояло из Владлены и Константина Телегина, нашего капитана, вдохновителя, автора поездки, и, как выяснилось, совершенно замечательного человека. Оставшиеся 4 предполагаемых участника похода по вполне уважительным и где-то форс-мажорным обстоятельствам не смогли принять участие.
Далее было Шереметьево. Из-за задержи при вылете из Красноярска у нас почти не осталось времени на философские рассуждения у стойки Single Malt в Duty-free. Количество и названия были определены интуитивно, и как оказалось вполне грамотно. Далее был регулярный рейс на Ил-96 до Антальи, до отказа набитый нашими соотечественникам (я так и не понял, что они в таком количестве делают в октябре в Турции!?!), не очень мягкая посадка, и вот мы уже грузимся в арендованное чудо турецкого автопрома – локализованный дизельный Hyundai Accent. Первый магазин (автозаправка и «аутентичный» Efes), и мы на 360 км. пути в Мармарис. Не сказать, что дорога чрезвычайно живописна или пролетает после двух перелетов совсем незаметно, но добрались мы очень ненапряжно и весело. Первый пункт программы в Мармарисе – это супермаркет KIPA, Tesco (кто был в тайских Tesco Lotus, поймет тип магазина) и закуп провианта на все 6 дней пути. С этого момента меня начало переполнять восхищение к системности подходов Влады.
У нас был невероятно детализированный перечень покупок на 2.5 страницах, который мы быстрехонько освоили.
Едва затолкав в авто все продукты, мы уже через 5 минут добрались до марины Albatros, где и началось мое непосредственное знакомство с безграничной морской темой. Прямо рядом с рестораном нас ожидала 50-футовая красавица – Victoria II. Из объяснений Константина я усвоил, что нам досталась лодка класса Мерседес, если проводить автомобильные аналогии, - четыре просторные каюты со своими санузлами, просторные кают-компания и кокпит и даже такая милая каждому красноярцу Webasto. А это мы ее еще не опробовали на ходу! Под конец трансфера весьма вымотанные, мы приняли по 50 гр. шотландского лекарства и двинули на дегустацию местных морепродуктов. Как впоследствии выяснилось, меню ресторанов, расположенных в небольших маринах достаточно типичное, но при этом добротное – кальмары, осьминоги, дорада, сибас – во всех видах (на гриле, жареные, в салатах и т.п.). Отужинав, мы с легким сердцем отправились на боковую. Лично мне спалось в эту и все следующие ночи на свежем морском воздухе абсолютно прекрасно, хотя из-за 5-и часовой разницы дольше 7 часов местного времени проспать не получилось.
Дальше были – моя первая прогулка по пирсу, фотографирование утреннего Мармариса, прекрасных лодок, расположенных по соседству, первый гигантский ароматный завтрак в исполнении Влады, и приготовленный Константином по секретному рецепту турецкий кофе в волшебной турке, специально привезенной для этого за 7 тыс.км. После этого меня более подробно познакомили с бытовой частью лодки (боже мой – это как маленький дом с 10 независимыми системами жизнеобеспечения, а уж система канализации – просто без комментариев) и мы начали приемку лодки у чартерной компании с инвентаризацией всего передаваемого нам богатства, перечисленного мелким шрифтом на 3-х страницах.
Первый день. Мармарис – Чифтлик, нет - Бузук Кале
Чуть позже 10 часов мы вышли из марины. Следующие 4-5 часов, вероятно, надолго останутся в моей памяти. Константин быстро превратился в строгого, но справедливого шкипера, изъясняющего исключительно на языке мореплавателей. А погода вопреки всем прогнозам синоптиков встретила нас палящим солнцем и встречным ветром в 10 узлов. В результате всей этой роскоши мои два полушария были вынуждены разделиться на много частей, чтобы одновременно все обслужить: организм привыкал к новому климату, вестибулярный аппарат - к немаленьким волнам, крену и отсутствию твердой почвы под ногами, руки – к шкотам и работе на лебедке. Но главным потерпевшим был мозг – он отчаянно сопротивлялся всасыванию новой для него терминологии (фалов, грот-шкотов, стакселей и много другого), также не хотел успевать за процессом смены галсов, выбирания шкотов стакселя с использованием лебедки и т.п. Когда закончилась парусная часть нашего первого перехода, меня переполняли весьма противоречивые впечатления. Так как все моряки были признаны прошедшими вступительные экзамены, конечный пункт маршрута первого дня был изменен с Чифтлика (15 миль) на Бузук Кале (29 миль). Поэтому у нас было еще пару часов на двигателе навстречу закату, первая, но не сложная швартовка на муринг в бухте Бузук Кале. Из 12-15 яхт, нашедших вместе с нами здесь ночлег, еще две были с нашими соотечественниками. Как мне показалось, такой национальный состав является типичным для мореплавателей в этих водах – 40% немцы, 30% англичане и из оставшейся доли около половины русские. Мои первые шаги по пирсу доставили непередаваемое ощущение – как будто я исполнял танец, пританцовывая каждой ногой в ответ на волну, которой уже нет на суше. Тем не менее эти танцы не помешали нам добраться до местного уютного ресторанчика и отведать по дораде. Затем был небольшой дижестив на яхте и сон.
Второй день. Бузук Кале – Бозбурун, нет - Датча
Утро второго дня встретило нас безоблачным небом и легким бризом.
Ознакомившись с местными береговыми банно-прачечными достопримечательностями, мы позавтракали и, договорившись с соседями-москвичами обязательно встретиться в бухте Бозбуруна около 15 часов, начали свой путь. Ветер опять дул в направлении «мордодык», но не так сильно как вчера, поэтому, двигаясь неспеша галсами, около 13.00 мы были на расстоянии пары миль от запланированной точки. Такой запас времени позволил нам бросить якорь, устроить серию заплывов и приправить это жареной картошечкой с парой рюмочек. И тут в целях организации вечернего досуга Константин позвонил Тимофеичу.Эта поистине культовая личность, переполненная жизнерадостностью и харизмой, является первым учителем Константина в морской науке, но по каким-то обстоятельствам вечером этого дня он не мог быть в Бозбуруне, зато был рад встретиться в Даче.
Нам ничего не оставалось как быстро поднять якорь и, проложив новый курс, отправиться к Даче. Достигли мы ее после 18.00 уже в сумерках, и тут я впервые услышал загадочное выражение – «швартоваться придется на якоре». Когда мы зашли в совсем небольшую бухту, насквозь утыканную большими яхтами и немаленькими пароходами, я ощутил первое беспокойство. Но вот когда я с первого раза не успел выложить все 50 метров цепи якоря, нам пришлось выходить на вторую попытку и оказалось, что наши якоря переплелись с 30 - метровой гулетой, вечер совсем перестал быть томным. Далее события развивались со скоростью калейдоскопа – с провинившейся гулеты (это она положила свой якорь по диагонали всей бухты) к нам на тузике (резиновая лодка с мотором) мигом прилетел их матрос, еще через пару минут у нас на носу уже командовал Тимофеич, и над всем этим парил Константин, почти одновременно поднимая через рычаг на мачте якоря, которые на дне сплелись «как пара змей» и маневрируя в очень замкнутом пространстве кормой нашей красавицы. Как бы то ни было катарсис миновал, мы пришвартовались без жертв среди мирного населения и плавсредств, все участники и зеваки вернулись к своим делам, а мы…. Мы решили в ресторан не ходить, а остаться на яхте, где в узком кругу провести разбор полетов, совмещенный с элементами психотерапии. После этого дискуссия плавно переместилась на лодку какого-то ростовского олигарха, спутником/наставником которого был в этот вечер Тимофеич. Рассказчиком и собеседником он оказался неповторимым. В результате всех этих событий серьезно пострадал запас нашего винного погреба, и следующий день носил в значительной степени релаксационно-восстановительную нагрузку.
День третий. Датча – Паламут
Встали мы поздно и достаточно смурные. Прогулка по действительно симпатичному городку Дача особой радости кроме обменного пункта не принесла. После этого было еще пару часов дообеденной дремы, обед в ресторанчике на набережной с порциями как для Валуева и поздний отход к Паламуту. Кажется, в этот день ветра не было совсем, поэтому свой недлинный путь мы проделали на двигателе и уже около 17.00 были в Паламуте.
Здесь нас тоже встречала швартовка на якоре, но после вчерашней практики вся команда «была в ружье» и процесс прошел на пять с плюсом. И вот этот момент в прямом и переносном смысле стал переломным для меня в этом походе. В прямом – потому что завтра мы начинали свой путь в обратном направлении к Мармарису. А в переносном – потому что на третий день мои системы адаптировалось к яхте и начали приносить только удовольствие. Даже в мозгах появилось местечко для усваивания турецких словечек и названий населенных пунктов. На берегу уже не шатало, бабочки из живота куда-то улетели. Ужинали на яхте. Влада, несмотря на внезапное ОРВИ, сумела сделать что-то очень вкусное. И мы под свет млечного пути и яркой луны пустились в совместный анализ мировоззренческих вопросов.
День четвертый. Паламут-Бозбурун
Утро началось с купания на соседнем пляже и душа на яхте, который уже совсем не страшил своим устройством. Потом был завтрак в замечательной кафешке на пристани в сопровождении ее хозяина и вдохновителя с таким русским именем Гюльджан. Они с Константином обсудили прошлые бурные встречи, потом турок поведал о своей поездке в гостеприимный и богатый на красавиц город Киев и, накормив-напоив, пожелал счастливого пути. С его легкой руки день прошел прекрасно. Ветер дул то сильнее, то слабее скорее боковой, чем попутный, но это совершенно не мешало уверенно идти к цели все 6 часов в пути. Вплоть до обеда на воде было достаточно прохладно, но зато по приходу в Бозбурун все вокруг нагрелось и засияло солнышко.
Городок оказался приятным курортным местечком с акцентом на яхтенную тему. Для Константина и Влады он имел свою ностальгическую тему, связанную с экстремальным приходом в него в один из прошлых походов. Мы с удовольствием прогулялись вдоль бухты, затарились сувенирами. Дальше нас ждал ужин в ресторане у Османа. И кухня, и сам хозяин оказались очень необычными. Стейк, по которому я уже успел соскучиться на фоне морских даров, был очень сочным и вкусным, местное сухое красное Angora оказалось очень даже ничего. Но Осман, 40-летний правоверный мусульманин, никогда не пьющий, подбирающий и лечащий раненных собак, борющийся семь лет за рентабельность своего ресторана, совсем меня сбил с понталыку.
День пятый. Бозбурун-Чифтлик
И до этого дня все становилось все лучше и лучше. Но пятый день был точно как супер-приз. Ветер дул исключительно попутный, что позволило Константину через пару часов после отхода поставить паруса бабочкой и следующие 3 часа просто кайфовать. Яхта летела со скоростью около 8 узлов, на корме клубилась и пенилась вода, а мы курили бамбук и наслаждались окружающим пейзажем. По бирюзовому морю там и тут сновали яхты и яхточки, потихоньку держа курс к Мармарису. По приходу в Чифтлик мы традиционно подняли за удачную швартовку, искупались и продолжили вечер в гастрономическо-интеллектуальном ключе.
День шестой. Возвращение
Переход до Мармариса был совсем короткий. Мы пришвартовались в марине, через полтора часа сдали яхту и отправились в Мармарис на экскурсию и мини-шоппинг.
Я в первый раз был в этом городе, поэтому получил еще одну порцию приятных впечатлений от города, его набережных, улочек и кафешек. Около 20.00 мы возвратились в марину, попили чай/глинтвейн и … в 2.00 у нас уже был подъем и начало обратной дороги. Из обратной дороги осталось ощущение, что Константину, возможно, имеет смысл попробовать себя и в шоссейных автогонках – настолько уверенно и агрессивно он штурмовал ночные перевалы с видимостью, из-за тумана, местами не более 50 метров. Далее было много перелетов, пробежек по аэропортам, и вот где-то через 22 часа от момента выезда мы выходим на заснеженную обмерзшую землю аэропорта Емельяново.
Итог
Мне понравилось. Я обязательно постараюсь расширить свой яхтенный опыт либо участвуя в регате, либо вместе с семьей - в культурно- познавательных походах вдоль еще непознанных берегов. Чего и всем желаю. Благо, что у нас в городе есть El-Mar и главное Константин Телегин, который не только сам любит море, но и очень тщательно и ответственно может предложить его другим – как новичкам, так и экспертам.