Автор: Николай Павлов
Я, пожалуй, расскажу вам одну историю, в которой мне довелось участвовать. Все началось с того, что один ирландский парусный клуб пригласил нас в путешествие...
Рекомендую юго-западную Ирландию,
как одно из лучших мест для отдыха на яхте.
Алард Колс
Этот поход задумывался для того, что бы раскрыть тему юго-западного побережья Ирландии. Некоторые из нас здесь уже были, но это были или яхтенная учеба или набор миль, мероприятия, не предполагающие какой либо береговой программы. Забегая вперед, хочу сказать, что тема раскрытия удалась, удалась ровно на столько, что бы заглотить наживку и запланировать еще как минимум один поход, немного дольше и немного дальше.
День 1. Kinsale
Сегодня заканчивается наше сухопутно-автомобильное турне и начинается морская часть путешествия. К обеду мы добрались до Кинсейла. Здесь начальная и конечная точка нашего морского похода. Кинсейл небольшой, симпатичный, типично ирландский город с узкими улочками и разноцветными аккуратными домиками. Кулинарная столица Ирландии.
В этот раз идем небольшой флотилией, состоящей из трех яхт
«Jaz» – шкипер Константин Телегин, мы с ним здесь «накатывали мили», учились и сдавали экзамены на «яхт-мастер» в прошлом году, в марте.
«Fourunner» – шкипер НиколайПавлов, то есть я.
«Crosby» – под управлением местного шкипера–инструктора от чартерной компании.
До вечера нужно успеть переделать кучу дел, приятные хлопоты. Принять яхты, закончить с оформлением документов, выпить пинту в соседнем баре, перетащить вещи на лодки и заселится, съесть очередной фиш-н-чипс, закупиться продуктами и перевезти их на яхты, сдать арендованные машины. Каждая из задач сопровождалась своими неожиданными нюансами и все вместе затяжным, проливным дождем. Давно у меня не было такого сумасшедшего дня рождения.
День 2.Courtmacsherry
По плану сегодня переход до Glandore Harbour, это примерно 30 миль по генеральному курсу. Все немного осложняется встречным ветром, по прогнозу запад-юго-запад 25 узлов. В соответствии с погодной статистикой в июле – августе здесь умеренные ветра западного или северо-западного направлений, то есть удобные и комфортные условия для походов вдоль берега, галфвинд и минимум волн. Однако, тропический ураган Берта, на излете, выбрав самую наименее вероятную из своих возможных траекторий, и вместо Биская (60% вероятности) или Ла-Манша (30%) решил пройти над нами. Еще через пару дней он основательно потрепал одну из регат в Северной Ирландии, около 100 оверкилей.
Первые 10 миль перехода прошли довольно бодро, выход из Кинсейл-харбр и проход вдоль мыса Old Head of Kinsale. Прикрытая от волн наша лодка бежит около 8ми узлов. Далее меняем курс на юго-запад и, огибая мыс, переходим к упражнению «лавировка». Имеются варианты или,держась ближе к берегу, немного прикрыться, но удлинить путь или пройти открытым морем, что выглядело быстрее и короче. Мы выбрали второй вариант, остальные лодки флотилии, первый. До цели 20 миль, ветер WSW, существенно выше прогнозируемых 25 узлов. К сожалению «морская» стратегия лавировки оказалась несостоятельной. Остро к ветру держаться практически не возможно из-за того, что встречная волна просто останавливает лодку, если идти более «полно», то уходим еще дальше в море, где волновые условия еще хуже, а дрейф и встречное приливное течение съедают все продвижение по курсу. Однако краткосрочная вылазка в море, того стоила, высокие, длинные волны, практически все с «барашками», некоторые обрушаются, косым дождем летит сорванная с воды пена, жаль, что в это время, нам было как-то не до фотосъемок. Хватит, уходим под берег. Довольно быстро становиться понятно, что следующие 20 миль в таком режиме это как минимум еще 6 часов, значит к Glandoreбудем только к ночи. Связываемся с остальными лодками, которые, пока мы гуляли в море, успели убежать немного вперед, но не принципиально, решаем двигаться по запасному плану в деревушку Courtmacsherry.
В качестве запасной стоянки Courtmacsherry, прогнозируя возможное развитие событий, наметили еще вчера, тут есть только один нюанс, зайти в одноименную гавань можно только во время большой воды, +/- 2 часа от прилива. На входе в устье реки «бар», глубина по карте 1 метр, но местные утверждают, что высокое давление и ветер с берега, мешающий приливу, могут еще немного сократить «окно».
Сейчас примерно один час до максимального уровня прилива, мы в миле от захода в гавань, заводим двигатель, убираем паруса, удираем прятаться.
Успешно миновали «бар» и узкий фарватер, заходим на посадку. Пирс здесь, типичный представитель муниципальной марины в Ирландии: плавучий понтон длинной 2 – 3 корпуса яхты, если места у пирса заняты, как в этот раз, никто не стесняется вставать 2м или 3м бортом, главное согласовать время отхода. Как правило, есть вода и электричество. Полный прилив, течения практически нет, довольно сильный ветер, на порывах до 27 улов с коварным изменением направления. Пару раз попробовал зайти «а ля капитан Рон»: подходим к месту почти перпендикулярно, далее поворот на ветер и реверс, ничего не получается при уменьшении скорости нос никак «на ветер» не выруливает. В итоге пришлось подходить более полого, не интересно, зато, при наличии места для маневра и в таких условиях, надежно.
Вечером немного прогулялись. Маленькая, приятная деревня, вся жизнь, в основном на набережной, есть свой яхт клуб и база спасателей «lifeboats», до ближайшего супермаркета нужно ехать на машине, дозакупиться, если что, здесь не выйдет. Везде цветы, даже в сапогах…
Местные рекомендуют поесть в «thelifeboatsinn». Рядом в пабе был концерт какой-то моложёной рок-группы, каверы известных хитов, все исполнено на более чем достойном уровне.
День 3.Castlehaven
В соответствии с расписанием приливов и отливов – выход назначен на 0830, позже уже не выйти, природе совершенно безразлично, почему вы задержались «time and tide wait for noman».
Прогноз на сегодня немного мягче, но ветер все так же встречный. По факту разница со вчерашним днем если и ощущалась, то не кардинально.
Переход запланирован в местечко Castlhaven, это немного дальше чем вчерашний GlandoreHarbour около 25 миль. Примерно посередине запланирована остановка на обед в бухте Dunnycovebay. Основные навигационные засады это подводные камни у мыса Galley Head и еще немного дальше в Glandore Bay.
Опять лавировка, волны, ветер, потоки воды перекатываются через нос лодки и, стекая по стакселю, образуют радугу, идущую от шкотового угла в море. Красота!
На этот раз переход прошел полностью по плану, но 25 миль за 10 часов, включая часовой перерыв на обед, немного вымотали и выбираться за культурной программой на берег вечером сил уже не было.
Стоянка в Castlhaven на буйках или на якоре, на берегу деревня, старая крепость, переоборудованная в гостиницу и какой то, по слухам, замечательный ресторан «MaryAnn’s», нужно будет как-нибудь посетить.
День 4. Baltimore
Зашли в Bullock, сначала в западную часть, красиво, отвесные скалы, пещеры, гроты, не Норвегия конечно, но тоже впечатляет, однако стоять на якоре негде, максимум места для одной лодки, перешли в восточную часть, места чуть больше, бросили якорь, ждем флот. С моря в бухту заходит зыбь, в бухте крутит все еще сильный и порывистый ветер, стоять не очень комфортно. Якорь повело и мы, решив отложить это место на потом, всем флотом двинулись в Baltimore.
В Baltimore связались с городской мариной, плавучий понтон длинной около 30 метров, и они любезно согласились организовать нам место, перешвартовав одну из яхт, стоящих у понтона, бортом ко второй. Ждем, крутимся, глубины предельно низкие, нужно держаться в пределах не очень хорошо обозначенного, но очень узкого фарватера, по которому еще ездит местный паром. Пару раз на эхолоте промаргнули цифры 1.7, 1.8, осадка 2.0, как утверждали в чартерной компании, эхолот настроен от ватерлинии...
Встали. Места практически нет, наш якорь почти вплотную к корме той маленькой лодочке «MistersWilful» под уэльским флагом, которую специально для нас перетаскивали чуть ранее. На пирсе телевидение, снимали и наш подход. Да вроде ничего так встали, мягко, без экстрима, ни одна лодка не пострадала, зачем сразу в новости то?
Марина платная, но как и везде, никто за постояльцами бегать не будет, все на их совести.
Балтимор, маленький приморский городок, из достопримечательностей крепость, недавно восстановленная из руин, с небольшой экспозицией посвященной местному пиратству и одновременно алжирскому пиратскому рейду на Балтимор, а также Baltimore Beacon, она же жена Лота, заметный навигационный ориентир при входе в Baltimore Harbour.
На дворе вполне купальный сезон.
В паб «BUSHE», около выхода из марины, душевые, по 3 евро, и offlicenseмагазин для пополнения запасов спиртного на борту.
Вечером в ограниченном составе, по рекомендации ирландского шкипера, зашли в ресторанчик «Case’sof Baltimore». Красивый вид, вкусная еда, от марины и от центра города прилично идти пешком, местечко из серии «для тех, кто знает».
День 5. Schull
До Schull прошли узкостями, обогнув остров Sherkin с севера. По высокой воде, под мотором, если внимательно смотреть за глубинами и навигационными знаками, вполне не сложно, но, для разнообразия, интересно.
На завтрак останавливаемся в Schullу городского пирса. Здесь это, к сожалению, не плавучий понтон, а стационарная бетонная платформа на колоннах. Ужасно неудобная штука.Мало того, что нужно постоянно регулировать длину швартовых, нужно еще контролировать, чтобы кранцы не съехали с колонн и те, в свою очередь, не уперлись в борта лодки. Стояли «рафтом» из трех лодок с северной стороны пирса, глубины по карте 0.9м, по факту на полном отливе эхолот показывал 3м.
На середине между отливом и приливом это выглядит как то так.
Далее запланированы вылазка к той самой Fastnet Rock и ночевка запланирована здесь же, в Schull Harbourна «гостевых» буйках.
Помимо стандартной для приморских городков Ирландии детской парусной школы и колоритных пабов в достаточном количестве Schull еще есть языковой образовательный центр, куда заранее была отправлена часть наших детей. Лично я ожидал увидеть их всех с платочками и заплаканными лицами на пирсе в момент подхода, получилось как-то не так. В здании школы, куда мы зашли проведать наших чад, мимо меня пролетел мой старший сын со словами «Привет пап, ну ладно пока, я тут занят, а перемена короткая…».
15 миль до Fastnet Rock и обратно пролетели как одна минута, отличный ветер 20-25 узлов, галфвинд, солнце и открытое море, что может быть лучше! Какую-то часть пути мы прошли в сопровождении местного дельфина. Причем этот, крутился не, как обычно, у носа яхты, а где-то в районе кокпита и обдавал фонтаном брызг каждого, кто пытался высунуться посмотреть. Потом подумал, что раз мы так быстро обернулись до Фастнета, то на обратном пути, можно было зайти и посмотреть чем дышит Cape Clear, теперь в следующий раз.
Неожиданное открытие, прямо на выходе с пирса, кафе «фастфудного» вида «fish-n-chips», как оказалось в нем можно закупить прекрасно приготовленных, свежевших морепродуктов разнообразные креветки, мидии, устрицы, крабы, лобстеры. Взяли тарелку «в ассортименте» под бутылочку «pinotgrigio»…
День 6. Courtmacsherry
Для того что бы закончить тему с узкостями на обратном пути проходим между Cape Clear и Sherkin. Дальше около 40 миль унылого попутного штиля. Море, по отношению к позавчера, как будто подменили, тишь да гладь. Стаксель, замечательно отработавший очень бодрых условиях, сдался перед кислымпопутняком и от заполаскиваний на нем начал разрушаться слой UFзащиты. Парус свернули и практически весь переход прошли под мотором.
Более-менее раздуло только перед самым заходом на швартовку. Вводная для швартовки не самая простая, нужно встать, бортом к пирсу, между «рафтом» из трех яхт с одной стороны и Crosby (одной из лодок нашей флотилии) с другой, визуально место точь в точь под размер яхты, без запаса. Метрах в 15-20, прямо напротив «места» ошвартованный к буйку катер. Из хорошего – сильное приливное течение, не меньше 2х узлов.Из плохого - отжимной ветер, от 20ти улов и то, что вставать нужно правым бортом, против заброса кормы на реверсе. При заходе слегка зацепил кормовымрейлингом носовой внешней из трех яхт «рафта», остальное прошло без шума и пыли.Харбр-мастер, присутствующий на пирсе, пригласил нас на барбекю.Хозяин лодки, которую мы слегка зацепили, сказал, что на такой «дзинь» можно не обращать внимания.
На фото видно, что в итоге нос нашей Fouгunner удачно вписался между шлюпбалкой Crosby и пирсом, а расстояние, которое он тем самым сэкономил, лишь чуть меньше чем зазор между кормой и якорем лодки сзади. Это я так хвастаюсь, на самом деле, конечно же, просто повезло. А теперь об обидном. На пирсе опять была та самая съемочная группа, которую мы встретили в Балтиморе, Мы не успели еще закончить набивать и крепить швартовы, как к нам лагом, с криками «line, line!» прилетела «MistersWilful» (помните, они любезно уступили нам место у пирса в Балтиморе?), тоже с оператором борту. Ребята из Уэльса снимают кино о местной парусной жизни, и, кажется, у нас есть шансы не только посмотреть это видео, но и попасть в материал. Обидно только, что именно этот «залет» на швартовку так никто и не снял. Парень с камерой на берегу сказал «Все произошло так быстро, что я не успел даже включить камеру».
День 7. Kinsale
Утром рванули Kinsale. Кто-то из экипажа улетает сегодня днем, кто-то хотел прогуляться по городу. На базе чартерной компании нам заменили стаксель и выпроводили до вечера в море. После высадки десантной команды в экипаже нас осталось двое. До вечера еще немного релаксационного сейлинга.
На этом наше путешествие закончено.
Выводы
Чартерный яхтинг в Ирландии безусловно есть.Инфраструктура не балует как, например, в Турции или Хорватии, но и не так дико как в Греции. Цены на стоянку более чем умеренные. Регион для яхтинга не то, что бы сложный, скорее интересный, очень много навигационных знаков и засад.Ветер обычно есть.
Погоды в сезон, как правило, стоят умеренные не жарко не холодно. Погода летом действительно очень комфортная, какой-то специальной утеплительной амуниции не требуется. В течении одного дня по кругу может быть несколько раз ясно-облачно-пасмурно-дождь-ясно. Многие купаются.